12 Архетипов по концепции C. Pearson
  • Простодушный
    На фото: @alexis_mode

    Архетип Простодушного принесёт дары в виде реализма, эмпатии, отсутствия претензий.



    Читать подробнее ->

  • Славный Малый
    На фото: @islamham

    Архетип Славного Малого откроет свои опасения быть изгнанным или отвергнутым.



    Читать подробнее ->

  • Герой
    На фото: @jacinda_ifbbwellness

    Архетип Героя покажет, каково стать максимально сильным, компетентным и могущественным.


    Читать подробнее ->

  • Опекун
    На фото: @wildbird

    Архетип Опекуна напомнит об альтруизме и помощи окружающим.



    Читать подробнее ->

  • Искатель
    На фото: @tiago.maximo

    Архетип Искателя вдохновит жить лучшей, более естественной, полной жизнью.



    Читать подробнее ->

  • Бунтарь
    На фото: @predubezhdai

    Архетип Бунтаря поделится опытом проживания чувств беспомощности, гнева.



    Читать подробнее ->

  • Любящий
    На фото: @burimova

    Архетип Любящего откроет страсть, чувства благодарности, восхищения, преданности.



    Читать подробнее ->

  • Творец
    На фото: @slow.season

    Архетип творца подарит самостоятельность, честолюбие, умение быть честным с собой.



    Читать подробнее ->

  • Правитель
    На фото: @radislavgandapas

    Архетип Правителя поделится умением создания процветающей, успешной семьи, компании или сообщества.


    Читать подробнее ->

  • Маг
    На фото: @eseniiamoroshina

    Архетип Мага присоединится с целью сделать мечты явью и убережёт опытом предвидения негативных последствий.


    Читать подробнее ->

  • Мудрец
    На фото: @kurpatov_official

    Архетип Мудреца напомнит про опасения быть обманутым, введенным в заблуждение.



    Читать подробнее ->

  • Шут
    На фото: @_juliswelt_

    Вдохновит на главное желания жить в настоящем, извлекая из этого максимум удовольствия.



    Читать подробнее ->

Архипедия по концепции
C. Pearson
Раздел посвящён сбору и систематизации информации про 12 Архетипов C. Pearson

Книги по Архетипам

C. Pearson: Пробуждение внутреннего героя или спираль Архетипов

C. Pearson: Герой и Бунтарь

J. Campbell: Герой с тысячью лицами

Д. Ануров, Ю. Маслова: Архетип счастья

Интересные статьи про Архетипы

Мономиф: Путешествие главного героя – YouTube
Oxxxymiron: Тысячеликий Герой – YouTube (18+)
Почему архетипов именно 12?
Что общего у Зодиака с архетипами C. Pearson?
Архетипы C. Pearson в Зодиаке (часть I и II)

Проекты по Архетипам

Вебинар: Архетипы в визуале
Metaimage.ru является коллаборацией - совместными творческими и интеллектуальными поисками, исследованиями специалистов из разных сфер, которым интересна тема Архетипов

FAQ по Архетипам

Сайт C. Pearson
Тест на определение активных Архетипов
Ролевые гардеробы для Архетипов
2 бесплатных вебинара про Архетипы
Где живут Архетипы по мнению Карла Юнга?
В самом начале взаимодействия мы показываем людям нашу ПЕРСОНУ.

Чаще всего она хорошенькая, белая и пушистая, если мы хотим общения, и «смотрит букой», если не хотим. Это наш личный набор масок, установок и ролевых моделей. Именно через фильтр Персоны мы открываем себя миру, это можно сказать наше «лицо». Если из внешнего мира Персона перехватывает чужие стереотипы поведения, они часто совсем не нужны и не подходят владельцу, идут человеку «как корове седло». Больше того, общаться и строить отношения с таким человеком тяжело. С другой стороны, если Персона адекватна внутреннему миру человека, и способы его проявления поднялись из глубины и очистились – общение будет искренним настолько, насколько сам человек хочет, а не только его защитная маска-Персона.

Через Персону и можно разглядеть Архетип. А вот доходит ли какой-либо архетип до Персоны - ответ для всех разный. Архетипы они там, ниже и глубже по схеме, за пределами сознания и личного бессознательного, в океане коллективного бессознательного.

Дальше (вниз по схеме) идет ЛИЧНОСТЬ (ЭГО).

Личность уже более глубокая структура нашей психики, то, что мы привыкли понимать и называть словом «Я». От связи на границе между Персоной и Личностью (Эго) зависит, естественно нам с человеком общаться или нет. Если они противоречат друг-другу, возникает ощущение вранья, что человек совсем не тот, кем хочет казаться и т.п. При хорошей связи - Персона развивается, набор масок становится более осознанным, лишние установки и не работающие модели убираются, новые появляются. Архетипы, проявляемые тоже могут меняться.

За Эго стоит ТЕНЬ.

Это неосознанная часть структуры нашей психики, которая уже готова стать осознанной и войти в состав Личности (ЭГО) и тем самым ее расширить. К.Юнг называл этот процесс интеграцией. Тень противоположна ЭГО, и Эго чаще всего не любит этот процесс, ему хочется остаться в своей целостности, в стагнации, теплом и привычном. Поэтому все, что позволяет соприкоснуться с Тенью, нас пугает, цепляет, раздражает или восхищает, короче вызывает сильные чувства. Тень, интегрируясь в Эго, развивает и Личность, и Персону, но работа по ее осознанию и интеграции не легкая. Отсюда, кстати, посылы на развитие: «иди на страх», «выйди из зоны комфорта» и проч. У каждого из архетипов тоже есть своя Тень и нужно, чтобы она тоже как-то соединилась с нашей личностью.

Еще глубже лежат такие структуры как АНИМА и АНИМУС.

Они тоже интегрируются сначала в Тень, а потом дальше в Эго и Персону. Соответственно, они уже являются частью коллективного бессознательного и через них к нам попадают все другие АРХЕТИПЫ. Как будто всплывают. Когда мы хорошо проводим архетип, он проявлен и в нашей Персоне тоже ярко - и мы смогли интегрировать как его дары, так и его Тень. Когда не очень проводим, архетип застрял где-то в районе Анимы (Анимуса) или в Тени - его энергии кажутся для нас неестественными. Или что-то близко, а что-то нет. Однако, их можно освоить и провести через себя. Так архетипы, проходя через весь наш внутренний мир, развивают всю нашу психофизиологическую систему и происходит процесс развития. Его К.Юнг назвал ИНДИВИДУАЦИЕЙ или путем от Эго к САМОСТИ.

Исходя из концепции К. Пирсон, мы странствуем от архетипа к архетипу, вырастая из младших к более старшим. Сменяя задачи и контексты жизни, мы действительно приобретаем новые обличья и функции, - и до Опекуна, четвертого по счету архетипа, можно добраться примерно так.

В самом начале хотелось бы напомнить, что в архетипических исследованиях разделяется:
• сам Архетип как образ, идеальную сущность с определенными целями и свойствами, эйдос;
• носителя как человека, который в данный момент своей жизни занимается решением задач, присущих актуальному архетипу;
• имитатора как человека, который на самом деле задач актуального архетипа не решает, но хочет, чтобы все думали, что таки решает, и ради этого с определенным успехом делает соответствующий вид.

Чаще всего Имитатор и сам про себя думает, что он – Носитель, этот косплей происходит во внутренней реальности человека, перед некой внутренней публикой. Никаких архетипических задач все еще не решается, просто очень нравится образ. Ничего дурного в этих играх в общем-то нет, кроме траты времени разве что, так что отрицательных коннотаций мы Имитатору не придаем, «гоните его, насмехайтесь над ним» не кричим. Имитаторы полезны нам, по ним хорошо видно, какими внешними чертами обладает в массовом сознании тот или иной архетип, а поймав, перечислив и проанализировав эти черты, мы сможем проследить в исторической ретроспективе, откуда они взялись, что означали и как применялись. К другой работе Имитатора пристроить проблематично, а для наглядного пособия – сгодится.

Архетипы, очень подходят для имитации: на них приятно посмотреть. Носителями таких архетипов хочется быть.

Искатель, в его умопомрачительной шляпе, с рюкзаком за спиной и тысячей далеких рассветов во взоре. Мудрец, познавший законы вселенной, читающий алфавит созвездий и видящий тайны бессмертной души. Маг, обладающий волшебной силой и по своей воле изменяющий рисунок на невесомой ткани реальности. Все эти ребята условно-автономны, про иерархию в обществе они что-то знают, но активно ею не пользуются. Другим заняты. Опекун, рассмотренный в прошлом месяце, тоже привлекателен для Имитаторов, несмотря на отсутствие экзотического или потустороннего пафоса в облике. Это человек в скромном, но стильном сюртуке, человек, чье серьезное лицо вдруг расцветает живой и доброй улыбкой, когда вы молодец. Человек, способный и желающий любить и поддерживать. Опекун находится на довольно приятном месте в социальной иерархии и если не любим народом, то как минимум уважаем и безоговорочно принят. Так что имитировать Опекуна выгодно, и особых затрат не предполагается, можно даже шляпу не покупать.

Имитировать Правителя значительно приятнее, чем Опекуна, так как социальный вес его больше. Но зато имитация выходит значительно сложнее и обходится дороже. Нахождение на вершине иерархии подразумевает высокий уровень потребления, в том числе нематериального. Одно дело – дорогой табак, большая машина, пурпур, золото и соболя. Другое – осанка, взгляд, воспитание, образование, способ говорить и привычки («точность – вежливость королей»). То, чем выскочки-нувориши отличаются от старой аристократии: на цацки и мех мексиканского тушкана им хватило быстрого ресурса, а вот «сто лет постригать траву, ради идеального газона» и с детства уметь держать спину – это медленный ресурс, имитировать его воистину непросто. Чуть промахнешься, и всем уже очевидно, что это только на словах ты Лев Толстой, и шапка – категорически не по Сеньке.

Что интересно, старая аристократия – это даже большая имитация Правителя, чем выскочка на большой машине и в ботинках из самого дорогого девственного крокодила. Выскочка, лидер в первом поколении, свой пост и право на крокодильи ботинки заработал сам, современному аристократу регалии достались по наследству. По сути, аристократ наших дней имитирует собственных предков-феодалов.

Для образа Правителя предки важны. Героические, а лучше – божественные, это уменьшает сопротивление среды при построении и поддержании иерархии. Интересно, что предки играют роль и для имитации Мага, сюда вписываются все эти «потомственные гадалки бабы Нюры» из газет бесплатных объявлений, делающие от ворот приворот. Они обращаются к живущему в массовом сознании закону: сила Мага наследуется, передается по крови, как мидихлорианы. Власть Правителя – тоже.

Хронология развития идеи 12 Архетипов по концепции C. Pearson

1
1803

Согласно академическому «Новому словотолкователю» Николая Яновского, в начале XIX века слово «архетип» употреблялось только в одном выражении: архетип света, то есть идея, в соответствии с которой Бог создал мир. Более поздние толковые словари упоминали архетип также в качестве термина, обозначающего подлинник произведения искусства.

2
1848

Английский зоолог Ричард Оуэн предложил именовать архетипом прототипы организмов, однако после публикации «Происхождения видов» Чарлза Дарвина его идея была отвергнута.

3
1909

Психоаналитик Отто Ранк один из учеников Фрейда, в книге «Миф о рождении героя» (нем. Der Mythus von der Geburt des Helden) выделил 12 признаков, которые обычно встречаются в героических мифах.

4
1912

Была опубликована книга Юнга «Метаморфозы и символы либидо» (при переводе в 1916 году на английский язык она получила название «Психология бессознательного»)

5
1912

Юнг публикует статью «Новые пути в психологии»

6
1912

Юнг попытается приложить типичный мифический сюжет к жизни человека, сформулировав такую персонификацию либидо, как «герой».

7
1916

Юнг опубликовал в журнале «Archives de psychologie» статью «Структура бессознательного».

8
1917

Юнг публикует книгу «Психология бессознательных процессов» (нем. Die Psychologie der unbewußten Prozesse), ставшую расширенным изданием статьи «Новые пути в психологии» (вышла в 1912 году).

9
12 июля 1919

В Лондоне - слово «Архетип» впервые употребляется Юнгом в докладе «Инстинкт и бессознательное».


Концепция архетипов нужна автору для того, чтобы показать точки соприкосновения теории коллективного бессознательного с предшествующей философской и научной мыслью. Прежде всего, Юнг называет архетипы не образами, а изначальными формами, тем самым обращаясь ко введённому Аристотелем различию между формой и явлением. Это даёт ему повод подкрепить свою теорию ссылкой на концепцию эйдосов Платона и его многочисленных последователей. Также открывается возможность провести параллели между архетипами и инстинктами. Юнг постулирует, что коллективное бессознательное состоит из инстинктов и архетипов.

10
1928

Юнг расширил статью «Структура бессознательного» до книги «Отношения между ЭГО и бессознательным».


В ней особо подчёркивается, что архетипы означают не унаследованные идеи, а унаследованную предрасположенность к ним. Показано, что индивид балансирует между двумя полюсами коллективной психики: с одной стороны, личность соблазняется обществом как коллективным сознанием с помощью социальных ролей и статусов, с другой — коллективным бессознательным с его собственными стимулами.

11
1928

Юнг переиздал статью «Об энергетике души», расширив её и дав новое название «О психической энергии».

12
1936

Лорд Реглан, британский антрополог написал книгу «Герой» (англ. The Hero: A study in tradition, myth and drama), в которой увеличил число общих признаков героя до 22.

13
1942

Юнг провел исследования вопросов исторических и этнологических параллелей, итоги этих исследований подведены учёным в книге «О психологии бессознательного» (нем. Über die Psychologie des Unbewußten), которая стала пятым изданием «Психологии бессознательных процессов».

14
1947

Юнг опубликовал статью «О природе психического», в которой попытался систематизировать свои взгляды на психику. Он выделил две доминанты коллективного бессознательного, между которыми скользит сознание. Один полюс это инстинкты, представляющие собой природу или материю (физическое). Противоположная доминанта это архетипы или универсальные идеи, представляющие собой область духа (психическое). Как инстинкты, так и архетипы это непознаваемые вещи в себе, проявляющиеся через феномены. Подобно катоду и аноду, инстинкты и архетипы генерируют потоки энергии для психических процессов.

15
1948-1949

Тема архетипа героя (или же архетипа путешествия героя) получила существенное развитие благодаря работам американского антрополога Пола Радина, его соотечественника филолога Джозефа Кэмпбелла и израильского психолога Эриха Нойманна;

16
1948

Юнг переиздал статью 1928 года «Об энергетике души», расширив её и дав новое название «О психической энергии». В ней объясняется модель движения психической энергии между инстинктом и архетипом. В состоянии покоя психическая энергия тратится на обеспечение жизнедеятельности организма, то есть на удовлетворение инстинктов. Однако человек обладает относительным избытком психической энергии (избыточным либидо). Этот излишек энергии трансформируется в создание культуры.

17
1949

Нойманн в сочинении «Происхождение и развитие сознания» попытался увязать стадии мифа со стадиями развития эго-комплекса и этапами человеческой жизни.

18
Вторая половина XIX века

Немецкий этнограф Адольф Бастиан высказал первым мысль о том, что мифы всех народов содержат одинаковые «элементарные идеи».

19
1950

Юнг переиздал книгу «Метаморфозы и символы либидо» под названием «Символы трансформации». Там закрепляются идеи, высказанные в последних двух трудах. Прямо подчёркнуто, что символы, трансформирующие психическую энергию, гнездятся в бессознательном архетипе (§ 344). Герой это символ самости, которая проявляет себя сразу как сумма всех архетипов (§ 516).

20
1952

Иоланды Якоби завершает создания классической концепции архетипов связано с появлением книги «Комплекс/архетип/символ в психологии К. Г. Юнга».

21
1954-1969

Джозеф Кэмпбелл издал в США шесть томов материалов ежегодных Эраносских конференций.

22
1959-1978

Джеймс Хиллман работавший директором по исследованиям Института К. Г. Юнга в Цюрихе. стал создателем архетипической психологии.

23
1961

Иоланды Якоби сборника «Человек и его символы», к обоим произведениям Юнг написал предисловия.

24
1970-е

Сложились благоприятные обстоятельства для усвоения концепций Юнга, особенно феминистками. Юнгианство стало источником для феминистского культа богинь.

25
1971

Филолог Джозеф Кэмпбелл выпустил краткий пересказ идей Юнга (англ. The Portable Jung).

26
1971-1972

Джеймс Хиллман американский психолог, в рамках Терриевских лекций в Йельском университете прочитал курс лекций. Джеймс учился и затем руководил исследованиями Института К. Г. Юнга в Цюрихе, основал движение архетипической психологии.

27
1975

На основе прочитанных лекций Хиллман опубликовал книгу «Пересмотр психологии» (англ. Re-visioning Psychology). Книга стала манифестом новой школы в рамках аналитической психологии.

28
1980

Салли Николс выпустила книгу «Юнг и Таро: архетипическое путешествие», в которой утверждает, что старшие арканы естественным образом разделяются на три яруса, или три ряда, по семь карт в каждом.

29
1981

Выходит книга «Спуск к богине» Сильвии Брайнтон Переры, в которой авторка использовала метафору «внутренней богини» в качестве символа женской эмансипации.

30
1984

В книги Джин Болен «Богини в каждой женщине» так же выступает примером упомянутой выше метафоры про «внутреннюю богиню».

31
1986

Пирсон представила модель, подразумевающую прохождение 6 архетипов как этапов путешествия героя (в книге «Внутренний герой»). Правда, при этом она оговаривалась, что человек необязательно проживает один архетип за другим согласно схеме.

32
1989

Археолог Мария Гимбутас выпустила книгу книге «Язык богинь», а Кэмпбелл даже выступил автором предисловия к ней.

33
1990

Роберт Мур один из лидеров движения мужского мифопоэтическое движение, вместе с Дугласом Джиллетом описал 4 мужских архетипа — короля, воина, мага и любовника.

34
1991

Пирсон выпускает книгу «Пробуждение внутренних героев», в которой число архетипов выросло до 12.

35
1999

Профессор университета Бригама Янга Клиффорд Мэйес выдвинул идею, что использование архетипов могло бы принести пользу в профессиональной деятельности. Мэйес опробовал эту гипотезу на школьных учителях. По результатам своих опытов он сформулировал концепцию архетипической педагогики.

Отдельной веткой развития концепции 12 Архетипов являются работы C. Pearson
1
1970-е

Преподаватель, она была выбрана в качестве директора-основателя Программы исследований женщин в ТС и сыграла важную роль в разработке Frontiers: Journal of Women Studies , одного из самых ранних научных журналов в поле. Впоследствии она была принята на работу в качестве первого директора Программы изучения женщин в Университете Мэриленда, Колледж-Парк , где она вела переговоры о том, чтобы принести офисы Национальной ассоциации исследований женщин и журнал « Феминистские исследования» в кампус.

2
1976

Выпускает книгу «Кто я на этот раз? Женский портрет в британской и американской литературе», соредактор, Кэтрин Поуп, Нью-Йорк; McGraw-Hill, Inc

3
1981

Выходит «Женский Герой в американской и британской литературе», Нью-Провиденс; RR Bowker.

4
1986

Выходит книга «Герой внутри: шесть архетипов , которыми мы живем».

5
1989

Пирсон повторно издает книгу: «Герой внутри: шесть архетипов , которыми мы живем».

6
1989

Пирсон вносит значительный вклад в создание книги «Образование для большинства: традиция вызова женщин в высшем образовании», соредакторы, Донна Л. Шавлик и Джудит Дж. Touchton.

7
1991

Выходит книга: «Пробуждение героев внутри: двенадцать архетипов, которые помогут нам найти себя и изменить наш мир», Сан-Франциско; HarperElixer.

8
1995

Выходит «Магия на работе: Камелот, Творческое лидерство и Чудеса на каждый день», соавтор, Шарон Сейверт, Нью-Йорк; Doubleday.

9
1998

Третий выпуск книги «Герой внутри: шесть архетипов , которыми мы живем».

10
2001

Бывший исполнительный вице-президент компании Young & Rubicam Маргарет Марк в соавторстве с Кэрол Пирсон написала книгу «Герой и бунтарь», посвящённую использованию архетипов в брэндинге.

Made on
Tilda