Воин сегодня - и доминирующий, и вместе с тем непопулярный архетип сегодня, поскольку мы переживаем культурный разрыв (лаг), и нам необходим архетип более высокого уровня. Воин высокого уровня развития указывает на то, что нужны лишь сражения, находящихся за пределами шкурных интересов, указывает на важность требований идеализма, присущих архетипу в его высочайшей и чистейшей форме. Мы должны сражаться только за то, что имеет значение. Он также указывает на необходимость сражений в защиту более широких социальных интересов, и для нашего поколения это может означать переопределение границ идентичности так, чтобы в свою «команду» мы включали не только компанию, в которой трудимся, или страну, в которой живем, но и все человечество в целом. В этом контексте врагом больше не может быть человек, группа или страна, враг – это невежество, нищета, жадность и ограниченность.
Но никто из нас не начинает с этого уровня. Все мы стартуем с освоения азов защиты себя и получения желаемого. Для большинства людей архетипы Воина и
Опекуна – первые архетипы взрослой жизни, которые предстоит прожить и интегрировать в сознание. Без развития хотя бы одного из них, большая часть людей останется на эмоциональном уровне развития ребенка.
Внутренний
Невинный мечтает по-крупному, внутренний
Сирота распознает преграды к этим мечтам, но без Воина этим мечтам практически не суждено сбыться, разве что по счастливой случайности или по доброте других. Воин берет эти мечты и творческие идеи и разрабатывает по ним цель и план. Воин также обеспечивает дисциплину для действий сообразно плану или дисциплинированно же сообщает о необходимости стратегического пересмотра этого плана.
Воин с хорошо развитым и здоровым Невинным не попадает в ловушку сражений по любому поводу. Он сражается за то, что действительно важно для него, в защиту своих глубинных ценностей и идеалов, не только для материальной выгоды. Если Воин дружен со своим внутренним Сиротой, ему не нужно быть жестким каждую минуту или требовать беспрестанной твердости от других. Часто он может работать как равный – взаимозависимым образом – без необходимости ставить себя выше других. Если его Опекун также высокоразвит, то он охотно сражается на благо людей, страны или любимых дел, а не из корыстного интереса.
Когда все четыре архетипа, связанных с Эго, развиты, Воин работает на очень высоком уровне, сражаясь только тогда, когда к этому есть действительный призыв. И опять же, если Невинный и Сирота сильно ранены и Опекун не развит, то цели, планы и способы Воина будут исключительно корыстного толка и циничны. Он не будет направлен на подлинное психическое и духовное развитие, но будет стремиться лишь к базовому выживанию.
Для человека, у которого в сознание впущен только архетип Воина, всякая ситуация видится драконом, и действия ограничены тремя опциями: убежать, сражаться или быть уничтоженным. Это изнурительный психологический ландшафт для жизни. Все дело, конечно же, в храбрости, и этот невероятно труднопроходимый ландшафт становится тем местом, где многие из нас научаются этой храбрости, даже если мы попадаем на эти земли реже живущих на ней постоянно.
Сирота живет на этой земле без осознаваемой способности защитить себя, поэтому он находится в постоянном поиске того, кто мог бы защитить его, даже по цене потери своей автономности. В более старых обществах, например, где ожидалось, что мужчины несут энергии Воина за оба пола, женщины зачастую обменивали доступ к своему телу на экономическую, социальную и психологическую защиту. И хотя многие мужчины в таком обществе были высокоразвитыми Воинами и могли защитить женщин и детей, другие были менее развиты. Последние, как следствие, преисполнялись презрением к людям, которых они видели «слабыми», и эмоционально или физически насиловали женщин и/или детей, которых, как предполагалось, они должны защищать. Многие женщины, тем не менее, оставались с этими мужчинами, в основном потому, что они не могли представить себе, что смогут позаботиться о себе самостоятельно. Такой была цена покорного следования социальному давлению, что женщины должны подавить и вытеснить своего внутреннего Воина.
В прошлом архетипические функции были распределены по ролям внутри семейных систем. Матери были Опекунами, отцы Воинами. Детей учили быть хорошими (Невинный) и чтить своих родителей или рисковать остаться без наследства (Сирота). Если отец был единственным, кто развивал в себе качества Воина (до тех пор, пока этого не делали его сыновья и, как рассуждал Фрейд, свергали его), у семьи не было никакой защиты от отца, если тот становился теневым Воином, или от мира, если отец умирал или покидал семью. Если мать была единственной, кто давал заботу и опекал, семья могла развалиться, если мать заболевала или уходила. И если она становилась уничтожающей тенью Опекуна, никто не мог позаботиться или помочь тем, кого она ранила. Словом, если кто-то один терпел неудачу в своей работе, страдали все. В современном мире значительный уклон в сторону необходимости индивидуального развития в каждом человеке психологического равновесия и целостности не исключают того, что отдельный человек или «лидер» группы будет иметь постоянные архетипические свойства, но посредством разностороннего развития каждого снижается зависимость группы от архетипического развития ее отдельных членов.
И все же, в современном мире большинству мужчин нашей культуры легче дается архетип Воина, а не Опекуна, и большинству женщин проще проявлять Опекуна, а не сражаться. С большой вероятностью, это результат многовековой социализации и определенной биологической предрасположенности. И все же социальный вызов нарастает по мере того, как все больше женщин становятся частью преимущественно мужской рабочей силы, определяемой соревновательными стандартами Воина, и все больше мужчин стремятся к близкой связи со своими женами и детьми.
И даже здесь архетип Воина может помочь нам. Именно внутренний Воин помогает найти состояние индивидуальности, которое не является частью социальной программы. Без архетипа Воина проблематично развить понимание идентичности, подлинно своей, а не чьей-либо еще. Именно Воин охраняет границы и защищает отпочковывающееся существо (Эго) от вторжения требований или желаний других.
Ни Невинный, ни Сирота не обладают рабочим пониманием своих границ. Невинный ощущает единение со вселенной и другими людьми. Сирота понимает отдельность только как рану, как недостаток. Сирота чувствует себя отдельным и уязвимым, отдельность не наделяет его силой. Воин – архетип, который помогает нам найти и создать наши границы и защитить их от нападений.