Книга Кэрол Пирсон «Пробуждение внутреннего героя»/ Carol Pearson «Awakening the Heroes Within» (1991), перевод выборочный и авторский выполнен группой исследователей Архетипов.

8. Воин (The Warrior)

Цель: победить, добиться своего, изменить мир к лучшему посредством противостояния;
Страх: слабость, беспомощность, бессилие, неумелость;
Реакция на дракона / проблему: уничтожает, противостоит или переделывает;
Задача: ассертивность (умение быть и действовать уверенно и при этом неагрессивно) высокого уровня; Сражение только за то, что действительно имеет значение;
Дар / Добродетель: храбрость, дисциплина, мастерство.
Когда большинство из нас размышляет о герое, мы представляем Воина. Воин спасается из тесного заточения и начинает путешествие в поисках сокровища. Путь призывает к встрече и сражению с множеством драконов. Такие герои храбры и придерживаются высоких идеалов, они готовы рисковать своей жизнью, чтобы охранять свое королевство и свою честь и защищать слабых.

Воин в нас взывает к обретению храбрости, силы и безупречности, способности ставить цели и держаться их, умению сражаться, когда необходимо, за себя и других. Воин требует высочайшего уровня внутренней ответственности, чтобы быть безупречным, и добивается его. Воин живет своими собственными принципами и, когда нужно, сражается за них, даже если это экономически или социально затратно. В состязаниях это проявляется тем, это он действует на пределе своих лучших возможностей и стремиться не только к выигрышу, но и к честной игре (fair play).

Быть воином значит предъявить свою силу в мире, установить свое место в нем и делать мир лучше. На практике это означает, что когда, будучи Воинами, мы обнаруживаем стороны индивидуальной или коллективной жизни, которые нас расстраивают или не удовлетворяют, мы ищем способы их изменить силой или убеждением. Быть воином означает быть достаточно крепким и устойчивым, чтобы не давать собой помыкать, и наделенным достаточной силой, чтобы действовать по-своему, не считаясь с другими.

И прежде всего, хорошо развитый внутренний Воин необходим, чтобы защищать наши границы. Без отважного, дисциплинированного и натренированного Воина королевство все время находится под угрозой варварского вторжения. Без сильного внутреннего Воина мы не защищены от требований и натиска других. Мы живем в культуре Воинов. Всякая система, основанная на конкуренции – от состязательного спорта к политике, судебной системе, капиталистической экономике, соревнованиях в образовании – выросла на воинском контексте.

Сегодня, когда совершенно очевидно, что война не может продолжать быть способом разрешения разногласий между странами, многие люди испытывают негативные чувства к архетипу Воина. И все же проблема не в архетипе Воина, а в том, что нам необходимо подняться на более высокий уровень его развития. Ни одна цивилизация, страна, организация или человек не будут в безопасности, если не будут способны защищать границы. И чтобы удерживать хищнических примитивных Воинов на месте, нужны Воины высокого уровня, оружие которых это искусность, ум и способность защищать себя законно и словесно или обеспечивать поддержку своих целей другими.

Одолеть врага

Миф Воина рассказывает нам о том, как человеческая храбрость и борьба могут одолеть зло. Этот миф заложен в историях обо всех величайших Воинах, которые выходили сражаться с драконом, злобным тираном, силами зла или гнетущими обстоятельствами, и этими действиями они не только освобождали себя, но и других, особенно более слабых. Сюжет мифа подразумевает наличие героя, злодея и жертвы, которая должна быть освобождена.

Иногда триумфатор – зрелый и опытный полководец, если вспомнить, например, Александра Македонского, Наполеона или Джорджа Вашингтона. Иногда, как в истории о Давиде и Голиафе, младшая и меньшая фигура одолевает старшего большего обидчика.

Миф о Воине тесно идентифицируется с маскулинностью. И, конечно, существует большая неразбериха между тем, чтобы быть «мачо» и быть «Воином». И разница все же есть. Подлинный Воин сражается, чтобы защитить других и вернуть им достоинство. Мачо же ищет чувства превосходства над другими и подавляет их, даже если также сражается на их стороне. Любой Воин достаточно высокого уровня развития относится к другим так же, как ожидает, что будут относится к нему или к ней: с уважением.

Хотя в традиционных обществах мужчин растят и социализируют как Воинов, а женщин как Опекунов, на протяжении всей человеческой истории существовали величайшие женщины-Воины, начиная с амазонок и, например, такие женщины, как Сьюзен Энтони, Элизабет Кэди Стэнтон и Соджорнер Трут. Действительно, всякой женщине, которая хочет равных прав или отделенного понимания своей идентичности, необходимо найти доступ к внутреннему Воину.

Всякий раз, когда мы противостоим недобросовестному авторитету, начальнику, учителю и кому-либо другому, и всякий раз, когда мы предпринимаем действие, чтобы защитить кого-то от вреда, мы являемся Воинами. Каждый раз, когда мы рискуем своей жизнью или средствами к существованию во имя принципов, миф Воина в его позитивной форме активен в нашей жизни. У всякой революционной борьбы униженных людей, где бы они ни находились, воинские корни.

Миф Воина подчеркивает, что зло, несправедливость и бесчестие действительно существуют. И все же, если мы достаточно умны и умелы, если у нас достаточно отваги и дисциплины, чтобы противостоять, и если мы сможем собрать достаточную поддержку, то врага можно одолеть. Больше того, миф говорит нам, что мы отвечаем не только за себя, наша задача еще и защитить слабых и беспомощных. Мы никогда не должны использовать силу меча или слова, чтобы причинить вред другому без необходимости. Мы всегда должны использовать наименьшую необходимую силу и наименее карающий подход, которые при этом адекватно защитят наши границы.

Именно Воин внутри нас, сталкиваясь с проблемой, своей или чьей-либо еще, немедленно берется за решение и способен предотвратить на первый взгляд неотвратимую катастрофу. И, наконец, именно Воин внутри нас чувствует себя униженным, если мы позволили неправильному или оскорбительному случиться и ничего по этому поводу не предприняли.

Негативный Воин

Каждому Воину, сражающемуся против несправедливости, противостоит Воин, сражающийся, чтобы сохранить ее. Но не все негативные формы Воина – это злодеи.

Репутация Воина, как и многих других полезных архетипов, подпорчена, поскольку значительная часть наблюдаемого нами поведения Воина примитивна, неприятна и контрпродуктивна. Многим из нас знакомы люди, для которых всякая встреча – это состязание или которые всегда пребывают в состоянии крестового похода и еще пытаются обратить других в свою «веру» и сражаться за нее. Это одержимость Воином. Это Воин использует этих людей, а не люди применяют навыки Воина.

Иногда люди, которые только открывают в себе Воина, имеют слаборазвитые, примитивные навыки. Всякий раз, когда кто-либо заявит о том, с чем они не согласны или что им не нравится, они принимают это настолько близко к сердцу, что начинают сражаться так, будто их жизнь зависит от исхода этого сражения.

Некоторые Воины просто не могут видеть мир с перспективы, отличной от собственной. Для них мир соткан из героев, злодеев и жертв для спасения. Если вы не одно, то вы точно другое. Это наставники, строящие обучение только на соревновании, доктора, развязывающие войну с болезнью, даже если при этом пациент ощущает свое тело полем боя, люди бизнеса, позволяющие своему здоровью и семейной жизни томиться на задворках, пока они закрывают очередную большую сделку.

Такая однобокость мышления может вызывать опасения. И правда, чрезмерная зависимость от сюжета герой/злодей/жертва на самом деле создает самосбывающееся пророчество, когда мы всегда располагаем злодеями и жертвами (и следовательно войнами, нищетой и унижением), поскольку герою они нужны, чтобы ощутить себя героически. Негативная сторона этого архетипа заключается в убежденности о том, что просто быть человеком – это неправильно. Мы должны доказывать, что мы лучше, чем другие. Воин хочет быть самым лучшим, и тогда неизбежно другие становятся не лучшими, и, как следствие, эти другие, если следовать этике Воина, не ОК, с ними не все в порядке.

В своих наиболее опасных и негативных проявлениях это желание быть над всеми не проходит сверку с человечностью или высшими ценностями. Сегодня многие люди нашей культуры потеряли героический, позитивный аспект Воина полностью. Слишком часто в бизнесе, политике и других контекстах современной жизни мы видим людей, которые соревнуются, но их устремления не соотносятся с какими-либо идеалами или более высокими социальными целями. Напротив, они охотятся за первым местом в самом поверхностном и пошлом смысле. Предел их желаний – деньги, статус и власть, и они готовы жульничать, лгать и поступать скверно, лишь бы получить желаемое. И вот они уже злодеи, а не герои.

Выбор между добром и злом критичен для пути Воина, поскольку Воин может использовать свою силу для того, или чтобы сделать мир лучше, или чтобы просто получить власть и контроль над другими. Воин, который по сути перешел на сторону зла, как Гитлер или Дарт Вейдер из «Звездных Войн», эгоцентрично делит мир на две категории. Люди, которые блокируют их желания или силы, должны быть уничтожены, захвачены или переделаны. Жертвы могут получить защиту, но по цене негативного Воина: они будут находиться целиком и полностью под его или ее господством и доминированием. И здесь, конечно же, речь идет об империализме любого рода: будь то одна нация, захватывающая другую, начальник, унижающий своих подчиненных, или муж, относящийся к жене как к прислуге.

Заявление права на власть всегда сопряжено со многими опасностями, и нравственная опасность не последняя в этом списке. Проблема с архетипом Воина в наше время заключается в том, что слишком многие так называемые Воины вовсе не являются подлинными Воинами. Они Сироты, успокаивающие ощущение своей беспомощности посредством попыток превзойти других или же контролировать их. Это имитация Воина, а не Воин.

Неизбежно, каждому из нас, обнаружившему себя охваченным негативного Воином, необходимо развивать и поддержать своего внутреннего Сироту (взращивая навык эмпатии) и своего внутреннего Невинного (отказавшись от цинизма), чтобы мы могли стать Воинами, позитивными и преисполненными силой.

Становление Воина

Воин сегодня - и доминирующий, и вместе с тем непопулярный архетип сегодня, поскольку мы переживаем культурный разрыв (лаг), и нам необходим архетип более высокого уровня. Воин высокого уровня развития указывает на то, что нужны лишь сражения, находящихся за пределами шкурных интересов, указывает на важность требований идеализма, присущих архетипу в его высочайшей и чистейшей форме. Мы должны сражаться только за то, что имеет значение. Он также указывает на необходимость сражений в защиту более широких социальных интересов, и для нашего поколения это может означать переопределение границ идентичности так, чтобы в свою «команду» мы включали не только компанию, в которой трудимся, или страну, в которой живем, но и все человечество в целом. В этом контексте врагом больше не может быть человек, группа или страна, враг – это невежество, нищета, жадность и ограниченность.

Но никто из нас не начинает с этого уровня. Все мы стартуем с освоения азов защиты себя и получения желаемого. Для большинства людей архетипы Воина и Опекуна – первые архетипы взрослой жизни, которые предстоит прожить и интегрировать в сознание. Без развития хотя бы одного из них, большая часть людей останется на эмоциональном уровне развития ребенка.

Внутренний Невинный мечтает по-крупному, внутренний Сирота распознает преграды к этим мечтам, но без Воина этим мечтам практически не суждено сбыться, разве что по счастливой случайности или по доброте других. Воин берет эти мечты и творческие идеи и разрабатывает по ним цель и план. Воин также обеспечивает дисциплину для действий сообразно плану или дисциплинированно же сообщает о необходимости стратегического пересмотра этого плана.

Воин с хорошо развитым и здоровым Невинным не попадает в ловушку сражений по любому поводу. Он сражается за то, что действительно важно для него, в защиту своих глубинных ценностей и идеалов, не только для материальной выгоды. Если Воин дружен со своим внутренним Сиротой, ему не нужно быть жестким каждую минуту или требовать беспрестанной твердости от других. Часто он может работать как равный – взаимозависимым образом – без необходимости ставить себя выше других. Если его Опекун также высокоразвит, то он охотно сражается на благо людей, страны или любимых дел, а не из корыстного интереса.
Когда все четыре архетипа, связанных с Эго, развиты, Воин работает на очень высоком уровне, сражаясь только тогда, когда к этому есть действительный призыв. И опять же, если Невинный и Сирота сильно ранены и Опекун не развит, то цели, планы и способы Воина будут исключительно корыстного толка и циничны. Он не будет направлен на подлинное психическое и духовное развитие, но будет стремиться лишь к базовому выживанию.

Для человека, у которого в сознание впущен только архетип Воина, всякая ситуация видится драконом, и действия ограничены тремя опциями: убежать, сражаться или быть уничтоженным. Это изнурительный психологический ландшафт для жизни. Все дело, конечно же, в храбрости, и этот невероятно труднопроходимый ландшафт становится тем местом, где многие из нас научаются этой храбрости, даже если мы попадаем на эти земли реже живущих на ней постоянно.

Сирота живет на этой земле без осознаваемой способности защитить себя, поэтому он находится в постоянном поиске того, кто мог бы защитить его, даже по цене потери своей автономности. В более старых обществах, например, где ожидалось, что мужчины несут энергии Воина за оба пола, женщины зачастую обменивали доступ к своему телу на экономическую, социальную и психологическую защиту. И хотя многие мужчины в таком обществе были высокоразвитыми Воинами и могли защитить женщин и детей, другие были менее развиты. Последние, как следствие, преисполнялись презрением к людям, которых они видели «слабыми», и эмоционально или физически насиловали женщин и/или детей, которых, как предполагалось, они должны защищать. Многие женщины, тем не менее, оставались с этими мужчинами, в основном потому, что они не могли представить себе, что смогут позаботиться о себе самостоятельно. Такой была цена покорного следования социальному давлению, что женщины должны подавить и вытеснить своего внутреннего Воина.

В прошлом архетипические функции были распределены по ролям внутри семейных систем. Матери были Опекунами, отцы Воинами. Детей учили быть хорошими (Невинный) и чтить своих родителей или рисковать остаться без наследства (Сирота). Если отец был единственным, кто развивал в себе качества Воина (до тех пор, пока этого не делали его сыновья и, как рассуждал Фрейд, свергали его), у семьи не было никакой защиты от отца, если тот становился теневым Воином, или от мира, если отец умирал или покидал семью. Если мать была единственной, кто давал заботу и опекал, семья могла развалиться, если мать заболевала или уходила. И если она становилась уничтожающей тенью Опекуна, никто не мог позаботиться или помочь тем, кого она ранила. Словом, если кто-то один терпел неудачу в своей работе, страдали все. В современном мире значительный уклон в сторону необходимости индивидуального развития в каждом человеке психологического равновесия и целостности не исключают того, что отдельный человек или «лидер» группы будет иметь постоянные архетипические свойства, но посредством разностороннего развития каждого снижается зависимость группы от архетипического развития ее отдельных членов.

И все же, в современном мире большинству мужчин нашей культуры легче дается архетип Воина, а не Опекуна, и большинству женщин проще проявлять Опекуна, а не сражаться. С большой вероятностью, это результат многовековой социализации и определенной биологической предрасположенности. И все же социальный вызов нарастает по мере того, как все больше женщин становятся частью преимущественно мужской рабочей силы, определяемой соревновательными стандартами Воина, и все больше мужчин стремятся к близкой связи со своими женами и детьми.

И даже здесь архетип Воина может помочь нам. Именно внутренний Воин помогает найти состояние индивидуальности, которое не является частью социальной программы. Без архетипа Воина проблематично развить понимание идентичности, подлинно своей, а не чьей-либо еще. Именно Воин охраняет границы и защищает отпочковывающееся существо (Эго) от вторжения требований или желаний других.
Ни Невинный, ни Сирота не обладают рабочим пониманием своих границ. Невинный ощущает единение со вселенной и другими людьми. Сирота понимает отдельность только как рану, как недостаток. Сирота чувствует себя отдельным и уязвимым, отдельность не наделяет его силой. Воин – архетип, который помогает нам найти и создать наши границы и защитить их от нападений.

Путешествие Воина

Будущий Воин начинает свое путешествие, ощущая себя подчас как угодно, но только не сильным, и он заточен в границах чужого производства. К примеру, часто героями сказок являются дети, заключенные в тюрьму злой ведьмой или страшным чудовищем, или с ними плохо обращаются отчимы и мачехи. Многие люди сегодня чувствуют себя заточенными или притесняемыми не только в домах своего детства, но и в другие моменты своей жизни. Вызов в том, чтобы научиться жить в такой среде и при этом не стать ее частью.

В психологических терминах это означает, что до тех пор, пока у нас нет собственных границ, нам нужен кто-то другой, кто бы дал эти границы. Мы можем часто ощущать, что нас угнетают внешние ограничения, но при этом не сбегать из них, так как еще не способны к созданию собственных. Родители, хорошие или плохие, создают для нас границы; то же делает общество и правила. До той поры, пока мы находимся в детском состоянии эго, существующие границы, установленные другими для нашей пользы и с учетом наших интересов, дают нам чувство безопасности и защищенности (до тех пор, пока эти границы не слишком давящие). И все же, когда мы готовы стать более автономными, внезапно внешние правила и ограничения кажутся совсем не благодатными. Мы чувствуем себя в заточении и сражаемся против них.

В идеале родители, школы и другие учреждения постепенно создают все большее пространство и все правил по мере того, как мы созреваем и становимся способными к более автономной жизнедеятельности. К тому времени, как мы покинем дом, работу, традиционный брак, временное жилье, мы все больше умеем создавать подходящие правила и границы для себя. А вот когда родители, школы и другие учреждения не готовы давать людям взрослеть, они продолжают относиться к подросткам и даже взрослым как к детям. Или, хуже того, они могут наказывать недостаточно покладистых или послушных детей или пренебрегать детской потребностью в наличии правил для бунта против них, и в этом случае ребенок чувствует себя неприкаянным и должен устраивать серьезные сцены, пока не почувствует какое-то подобие границ. В обоих случаях взрослеющему человеку придется уйти до того, как он или она будут к этому готовы по уровню своего развития.

До тех пор, пока мы не выстроим четкие границы, мы будем верить, справедливо или нет, что мы удерживаемся в заточении кем-то или чем-то. Зачастую, когда люди начинают проявлять себя в мире, они фантазируют, что если это произойдет, то все на них или нападут, или покинут. И поскольку Воин в нас зачастую начинает путешествие с того, что заявляет свою правду тем, что атакует правду других, этим мы действительно можем провоцировать нападение и оставленность. И только после мы осознаем, что именно факт атаки, а не наша сила, вызвал недружественную реакцию.

Это вдвойне проблематично для женщин, которых учили, что сильные женщины пугают мужчин, но так или иначе и мужчины и женщины получают послания: «Не кусай руку, которая кормит», «Не раскачивай лодку». К тому времени, когда мы становимся способны высказываться откровенно и с силой, мы зажимали наши естественные голоса так долго, что первое утверждение может сопровождаться взвизгиванием или криком. Женщины зачастую впервые контактируют со своим внутренним Воином, будучи на службе у своего Опекуна и сражаясь за других, и только позже они научаются сражаться за самих себя. (Верно и обратное, мужчины часто учатся проявлять тепло и заботу Опекуна, выполняя задачу Воина и достигая цели, например, счастливой семьи или команды сотрудников).

У начинающего Воина есть две основные защиты: секретность и пересмотр стратегии. Секретность – это своего рода камуфляж. На нас сложно напасть, если нас не видно. Люди, которые могут атаковать наши новые интересы и идеи, не могут сделать этого просто потому, что они не знают о них. Искусный Воин знает, что никогда не нужно вступать в сражение до тех пор, пока он не готов. Это означает, что зачастую мы поднимаем проблемные вопросы, которые могут спровоцировать конфликт с другим, до тех пор, пока мы не будем достаточно уверены в отношениях, чтобы знать, что конфликт стоит риска сепарации, и до тех пор, пока мы не будем достаточно защищены в том случае, если битва случится.

Пересмотр стратегии также имеет смысл. Когда преобладающие силы со всей очевидностью пересиливают, Воин отступает и берет время на восстановление сил. Дети, начинающие сепарироваться от родителей, подростки, предпринимающие попытки отделиться от группы сверстников, или взрослые люди, обнаружившие, что они отличаются от своих друзей и коллег, и если реакция других сокрушающе негативна и сурова, то зачастую потребуется отступить на достаточно длительное время для того, чтобы вылечить раны, исцелиться и перегруппироваться. В некоторых случаях ущерб настолько велик, что человек никогда больше не попытается заявить о себе снова.

И все же в большинстве случаев они уходят в убежище и продумывают все заново. Возможно, они наблюдают и обучаются новым навыкам. Многие дети, например, знают, что им нужно оставить родителей, но они выжидают время, находят помощь, где возможно, пока не закончат школу. Некоторые люди остаются на ужасной работе до тех пор, пока не получат диплом, учась вечерами и ночами. Другие учатся карате или практикуют стратегические игры, например, шахматы, и после пытаются снова. Зачастую люди упрекают себя в том, как долго они остаются в «тюремной» среде, но важно понимать, что это происходит до тех пор, пока человек не станет психологически сильным, чтобы постоять за себя.

Искусный Воин по мере возможностей контролирует зону сражения и не вступает в сражение до тех пор, пока не будет готов достаточно, чтобы иметь хорошие шансы победы. Крайне разумно найти время на обучение и построение плана. В это время подготовки мы обучаемся самодисциплине и искусству Воина высокого уровня – контролю своих импульсов и чувств. Но однажды каждому предстоит сражение, и для этого потребуется смелость.

Некоторые начинают сражаться практически с рождения. Они сражаются с сиблингами, родителями, друзьями и учителями и в этих сражениях оттачивают свои навыки. Спустя какое-то время они отшлифовывают свои навыки до такой степени, что понимают: бытие Воином заключается не в сражении по всякому поводу, но в мудрости и смелости знать, где и когда сражаться.

Но умелые Воины постепенно учатся, что для того, чтобы получить желаемого от окружения, на которое они влияют, они должны знать свои желания и иметь волю, чтобы сражаться за них. Пожалуй, наиболее важный урок, которому учат на тренингах уверенности в себе, состоит в обретении четкого понимания того, чего вы хотите добиться, и после способности четко и уважительно заявить другим об этом.

Требуется не только заявить о своей правде. Зачастую нам не надо никому что-либо говорить. Нам просто нужно получить четкое видение того, что мы хотим, и действовать на основании этого знания с сохранением сфокусированности на эту цель, что бы другие люде ни думали. Или, когда мы становимся сильнее, мы можем принимать советы и вопросы от других людей и соответствующим образом корректировать нашу стратегию (но не цель).

Некоторые люди проиграли совсем немного сражений. Эти «счастливчики», чье первое отстаивание отличного мнения и способа действовать поддерживалось и одобрялось, будут чувствовать себя все более сильными, и их смелость будет укреплена для новых действий. И все же, если они никогда не сталкивались с каким-либо противостоянием, они могут стать империалистами, утверждаясь, невзирая на то, какое влияние это оказывает на других. Если однажды им дадут отпор, они будут уничтожены, и ценность и целостность собственного «я» будет поставлена под сомнение.

Если нет никакой цены за отстаивание своих желаний, то маловероятно, что человек будет способен отличить требования своего «я» от нарциссических причуд. Ирония состоит в том, что империалист, чей слоган «Я получаю все, что я хочу» так же психологически обделен, как и человек, который боится встать и быть увиденным. Ни один, ни другой не могут узнать, кто они такие. Есть цена, взыскиваемая с человека, которая побуждает каждого из нас прояснять свои капризы и желания, чтобы узнать, какие из них составляют нашу суть.

Появление высокоуровневого Воина

Для Воина наивысшего уровня подлинная битва идет с внутренними врагами: леностью, цинизмом, отчаянием, безответственностью, отрицанием. Смелость противостоять внутренним драконам – это то, что позволяет нам в конечном итоге противостоять внешним драконам с мудростью, самодисциплиной и мастерством.

Стоимость этого сражения может быть очень велика, поскольку мир – не самое простое место. Важно быть достаточно стойким не только для того, чтобы держаться себя, но и еще для того, чтобы выбирать свои битвы. Зрелым Воинам, особенно тем, кто уверен в своих навыках, нет нужды сражаться по каждому поводу. Они внимательно выбирают свои битвы.

Воины устанавливают свои цели и разрабатывают стратегии для их достижения. В этом процессе они выявляют препятствия и вызовы, которые они с высокой вероятностью встретят на своем пути, и определяют, как каждое будет устранено. Они также выявляют оппонентов, кто может попытаться встать на пути достижения их целей. Воины младшего уровня уменьшают сложность этой ситуации, объективизируя своих оппонентов как врагов и используя все средства, чтобы одолеть их.

Воины высокого уровня ищут способы убеждения других в своей цели. Воины понимают политики организаций или сообществ и как выковать поддержку для своих задач. Они знают, как избежать открытого конфликта до тех пор, пока они не обеспечат себе необходимую поддержку. Реальная битва – это крайняя мера, после того, как тщательно обдуманы все остальные опции: обойти противника в обход, привести его в замешательство, контролировать его реакцию, обхитрить его, внедриться в его ряды или изменить его убеждения. Более того, высокоразвитый Воин знает, как и когда признать поражение и учится и на этом уроке.

Тест Воина не в том, чтобы всегда продолжать битву, но в том, чтобы держаться цели. Воин старшего уровня может выбрать отступить в укрытие на время, разработать свою стратегию, мобилизоваться и перегруппировать свою энергию и двигаться только тогда, когда будет готов. Например, одна женщина, сражавшаяся на работе в больнице, в определенный момент приняла решение уволиться. Другим может показаться, что остаться и продолжать биться было бы по-воински, однако она поняла, что так она не достигнет своих подлинных целей. Своим уходом она раздобыла больше шансов достижения цели, с удовольствием испытала свою смелость, и у нее закончилась необходимость продолжать эту битву.

В общем-то, наиболее опытные Воины могут быть даже не узнаны как Воины, поскольку нет никакой явной битвы кроме битвы разума, полностью происходящей за кулисами. На самых высоких уровнях победа достигается не только без кровопролития, но и без потери лица каждого из участников. Только когда каждый ощущает справедливое отношение, мир может быть поддерживаем.

Высокоуровневые Воины всегда вызывают уважение своей стойкостью и умением мудро оценить людей и ситуации, именно так они могут сражаться, когда это требуется, и искать творческие решения без борьбы, когда это возможно. Воины высокого уровня могут предпочитать мир, но они не боятся конфликта. И без сомнения, на определенном уровне они смакуют возможность конфликта, даже когда трезвый расчет берет верх и противостояние не допускается.

Как мыслители и исследователи, Воины кристаллизуют свои идеи в оппозиции к другим, опровергая идеи других как ошибочные (или даже «опасно», злодейски ошибочные) или неадекватные, слабые, наивные и бездоказательные (нуждающиеся в спасении). Этот процесс поначалу склоняет Воина в каждом из нас доказывать, что мы «правы», а они «ошибаются», такая позиция держится на презумпции превосходства.
Воинам легче всего живется во вселенной, где вопросы этики и честности просты и прозрачны и где легко понять, что правильно и кто прав. И все же современный мир не таков. Бытие Воином в современном мире предполагает безупречность в границах морально сложной и неопределенной вселенной.

Современный мир запрашивает Воинов, кто может действовать и отвечать за свои решения и действия в ситуациях, когда нет ничего абсолютно верного и абсолютно ошибочного. И тогда верным вопросом становится не «Что сейчас правильно обдумать или сделать?», но «Что правильно для меня?» (и позже увязать это с тем, что верно для нас) и в конечном итоге «Что лучше всего для всех причастных?».

В этом контексте понимание того, что каждый из нас видит мир под разным углом и ни один из нас не есть истина в последней инстанции, помогает Воину двигаться от модели «победа/поражение» к модели «победа/победа» (win-win) при принятии решений и урегулировании конфликтов. Если я «прав» и ты отличаешься от меня, то тогда ты должен быть «не прав». Но если я думаю и делаю то, что верно для меня, а ты думаешь и делаешь то, что верно для тебя, сопротивление не становится необходимостью, даже если нашим мысли и действия значительно противопоставлены друг другу.

Работа Воина – защищать королевства от внутренних и внешних сил, которые могут причинить вред или подорвать изнутри. Высокоуровневые Воины ищут подходящий баланс ситуаций, требующих уважать различия, и ситуаций, требующих быстрого и немедленного вмешательства.

Воины также обладают различными моделями сражения в зависимости от уровня их развития. Первый уровень – это борец джунглей. Сражения грязны, и цель – уничтожение, а не защита от противника (внутреннего или внешнего). Враг видится подлинным злом и даже варварским. По мере того, как Воин становится более цивилизованным и искусным, битве задаются границы принципами и правилами честной игры, и целью является победа над противником, но, если возможно, без нанесения ненужного вреда.

На третьем уровне единственная цель Воина – это достижение цели более широкого социального охвата. Когда цели Воина определяются только его Эго, вероятнее всего, они будут достигаться путем соревнований с другими, поскольку, как говорил Юнг, Эго доказывает свою состоятельность в противопоставлении с другими. Тогда мы желаем достижения своих целей и провозглашения победы над людьми других взглядов.

В конечном итоге, когда воля основывается на Душе, и Воин служит зову Души, то конфликт между желаниями отдельного человека и вкладом в общее благо будет исчерпан, особенно если мы слушаем и учимся у других, даже (и особенно) у противника. Урок, который со временем осваивают величайшие Воины, заключается в том, что нет способа действительно победить до тех пор, пока мы не вкладываемся своей сутью.

И тогда выигрывает каждый. Воины высочайшего уровня, как следствие, ищут такие решения «выигрыш-выигрыш», зная, что в интересах каждого достичь того, что наполняет и приносит радость на самом глубинном уровне.

Расширяя спирали

Воин в нас защищает культуру от всякого поведения, наносящего вред обществу или природе. Если тропические леса опустошаются, если мы видим эпидемии кислотных дождей или наркотиков, это значит, что наши Воины не действуют в общих интересах. Если мы не дисциплинированы и не способны обуздать саморазрушительные паттерны в своей жизни, то тогда наш внутренний Воин не действует адекватно.

Общества только тогда работают благополучно, когда Воин каждого из нас выходит за рамки простого корыстного интереса и защищает всякого ребенка и общее благо. Естественно, что воины разных людей имеют разные предрасположенности. Кто-то больше заботится об окружающей среде, другие – о проблемах голода и бездомных, третьи – о более высоких нравственных стандартах, четвертые – о правосудии.

Одни Воины не могут защищать других, другие Воины, кого научили бояться эгоизма, могут не быть способными постоять за самих себя. Здоровый взрослый Воин развивает способность расширять спирали границ того, что нуждается в защите: сначала сам, потом близкие, после члены одного общества и, наконец, вся планета.

Как сказал Чогьям Трунгпа Ринпоче: «Суть воинского искусства, или суть человеческой храбрости заключается в отказе отступиться от кого-либо или чего-либо». Воины высочайшего уровня знают, что «мы можем спасти мир от разрушения» и сверх этого построить «просветленное общество». Но чтобы сделать это, нам нужна не только смелость, но и сострадание, и это предмет следующей главы.

УРОВНИ ВОИНА

Тень: безжалостность, беспринципная и навязчивая потребность в победе, использование силы для завоевания, взгляд на все отличное как на угрозу;
Зов: столкновение с величайшим вызовом или препятствием;
Уровень 1: сражение за себя или других, чтобы победить или добиться своего (сойдет все);
Уровень 2: принципиальное сражение за себя или других; соблюдение правил честного сражения или соревнования, альтруистическое намерение;
Уровень 3: прямолинейная ассертивность (умение быть и действовать уверенно и при этом неагрессивно); сражение или соревнование за то, что действительно имеет значение (не просто за личную выгоду); незначительная потребность или полное отсутствие потребности к силовым действиям; предпочтение решений в плюс для всех участников (win-win); конфликт честно озвучивается; больше общения и взаимодействия; честность.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: vizitka@nadezhdakosenkova.ru
Соцсети: Facebook | Instagram | Telegram
DONATE бесплатных продуктов от «KoseNKova & K๏»
Made on
Tilda