Только чистейший архетип может быть проводником чистой, нежной и безусловной любви Опекуна (даже у Ганди были промахи). В реальной жизни нас часто забрасывает в Опекуна раньше, чем мы окончательно повзрослели. К примеру, слишком многие молодые родители оказываются в опекунских ролях, но при этом они еще не отправились в свое путешествие героя или не упрочили понимание своей идентичности, отдельности от родителей или групп сверстников. Люди, чья идентичность, чье «я» исходит из родительских ценностей или ценностей друзей, моды и причуд общества, не могут адекватно позаботиться о других, не калеча при этом себя.
Молодые мамы часто попадают в этот расклад, когда им необходимо заботиться о детях при том, что они не сумели развить свои границы или сформировать идентичность. По сути, такая мама скорее Невинный с подавляемым Сиротой и вовсе не развитым Воином. Если она больше Невинный, чем Опекун, то бессознательно она будет ожидать, что ее ребенок позаботится о ней. И таким образом создается цепная реакция в следующем поколении: ребенку этой мамы будет сложно найти настоящего себя, поскольку он изначально слит с матерью, а все его внимание направлено на то, чтобы угодить и позаботиться о ней. Такие молодые мамы, фрустрированные недостаточностью своих опекунских навыков, могут быть эмоционально или физически насильственны.
С другой стороны, если в жизни женщины доминирует Опекун, она может затеряться в беспрерывном удовлетворении потребностей других, будучи не в силах сказать «нет» в ответ на любую просьбу. Она даже может ощущать почти навязчивую потребность реагировать на замеченные ею потребности других, независимо от того, просили ее о помощи или нет. Такими действиями мы, и мужчины, и женщины, маскируем заботой о других свое Сиротство. А в действительности жаждем, чтобы позаботились о нас.
Молодые папы, не сформировавшие собственную идентичность, могут чувствовать себя в ловушке инструментальной роли Опекуна, добытчика и кормильца. Это значит, что Воин эксплуатируется Опекуном и чувствует себя в заточении. Или отец может пытаться окружить заботой своих детей, но не знать, как это сделать, особенно если вырос в семье, где только мать выполняла опекунскую роль. Молодой мужчина может стремиться быть более заботливым, однако отступает, поскольку чувствует свою неуместность. Еще он может тосковать по жизни мужчины-охотника и чувствовать себя загнанным в ловушку скучной работы для прокорма семьи. Некоторые мужчины перенаправляют эту фрустрацию так, что бросают семью, апеллируют к патриархальным привилегиям и требуют, чтобы им прислуживали, или даже становятся абьюзерами.
Разумеется, мужчины и женщины, делающие карьеру и при этом искренне заинтересованные в родительстве, могут по факту развивать архетип Опекуна дома и архетип Воина на работе и через это развивать способность и давать, и отстаивать. В лучшем раскладе эта комбинация может создать целостность Эго, когда силе сопутствует сострадание. В худшем – люди просто отдаются движениям заботы или соревнования, но без сопутствующего психологического роста.
Мало здоровое опекунство возникает, когда Невинный / Сирота слишком травмирован, чтобы человек начала выражать более зрелые Эго-архетипы. Нездоровое опекунство может проявляться и когда люди слишком затянули свое пребывание в режиме Воина или Опекуна.
Кроме проблем слишком раннего попадания в Опекуна, у этого архетипа, как и у каждого другого, есть неотъемлемая природная негативная сторона, его Тень. Одно из ее проявлений – это Душитель, часть, желающая бесконечно сохранить слияние, симбиоз матери и ребенка. Забота может быть способом, которым архетипический отец или мать поглощает новое растущее существо в попытке удержать его или сделать своей частью.
Этот удушливый потенциал присутствует всегда, когда пробуждается энергия Опекуна, и людям нередко свойственно пугаться, когда они получают опыт отношений, настолько любящих и принимающих, что границы начинают исчезать. Страх быть проглоченным может быть велик, и если опекунство – это способ избегания собственного одиночества и жажда симбиоза, то вероятность причинить вред велика. Это как если бы внутренний ребенок начинал поедать другого человека, чтобы заполнить свою пустоту. И ирония в том, что негативный Опекун чувствует, что его поедает опекунская роль, в то время как сам жадно ест других.
И мужчины, и женщины используют других, чтобы почувствовать себя целыми, и те, и другие одинаково не осознают своих действий. Например, мать, пожертвовавшая своей жизнью и живущая только ради мужа и детей, часто живет опосредованно через них. И тогда Опекун давит или манипулирует мужем и детьми так, что последние делают то, что хочет Опекун, живут его непрожитой жизнью. Опекуны-отцы, пожертвовавшие поисками себя, тоже склонны к достижениям, опосредованным через детей (реже жен), и предъявляют похожие требования к ним: необходимо или достичь несбывшихся мечтаний отца, или оставаться бездумно преданным его ценностям и правилам (под предлогом того, что эти ценности «правильные»).
И мужчины, и женщины зачастую приносят свою нужду в отношения, ожидая, что любимый человек заполнит эту эмоциональную пустоту. У женщин это чаще проявляется желанием всем делиться и все делать вместе, чтобы снова пережить первоначальный симбиоз с матерью посредством своего партнера. Женщина может также ожидать, что мужчина будет ей отцом и, возможно, поддержит ее финансово, но определенно защитит от сложностей. Если мужчина не выражает заботу так, то женщина буквально распадается на части и плачет, и тогда мужчина реагирует как Опекун тем, что успокаивает ее.
Мужчины, ищущие излечения своей эмоциональной нужды, в то же время могут чувствовать, что близость и особенно любой намек на симбиоз несут угрозу. И тогда мужчина стремится сохранить свою свободу и в то же время ожидает, что женщина в любой момент готова его поддержать. Он хочет иметь возможность приходить и уходить, получать опыт сексуального единения и того уровня эмоциональной близости, которую он может вынести. Но если женщина отказывается быть доступной, мужчина самоустраняется, дуется и угрожает своим тем, что уйдет навсегда, до тех пор, пока женщина не раскается. В экстремальных случаях такие мужчины не хотят, чтобы их жены работали, водили машину, встречались со своими подругами, особенно вечерами. Они могут действовать похожим образом со своими детьми, особенно с дочерьми.
Еще одна версия жадно пожирающего Опекуна – Страдающий Мученик, например, такой тип мужчины или женщины, который чувствует, что всегда отдает другим и никогда не получает обратно. Обычно у Мученика сложности с тем, чтобы получать (возможно, потому что когда-то он выучил, что «благословенен тот, кто дает, а не кто получает» или опасается почувствовать себя долгу перед другим), заниженная самооценка, или ему недостает способностей Воина и он не может сказать «нет».
Всякий раз, чтобы получить желаемое, Страдающий Мученик может вызывать у другого чувство вины и долга. В конечном итоге и Мученик, и тот, для кого приносятся жертвы, оказываются заперты в тюрьме, где оба угождают друг другу, но в действительности ни один не получает нужного и желаемого.
Страдающему Мученику, прежде всего, необходимо развить аспекты Воина и через это удовлетворять свои потребности более прямо и честно. Людям рядом с таким пробудителем вины необходимо перестать впадать в ступор вины от того, что непрошеная жертва была приятной или полезной, и развивать в себе Воина, чтобы устанавливать свои лимиты и границы.
Мужчины или женщины, все мы склонны к «пожиранию» других вопреки здравому смыслу до тех пор, пока мы не найдем внутреннего Опекуна, который позаботится о нас так же хорошо, как и о других. И все же, если мы никогда не получали достаточной заботы (или если мы получали ее слишком много), мы можем не знать, как заботу давать.