Книга Кэрол Пирсон «Пробуждение внутреннего героя»/ Carol Pearson «Awakening the Heroes Within» (1991), перевод выборочный и авторский выполнен группой исследователей Архетипов.

10. Искатель (The Seeker)

Цель: поиск лучшей жизни или лучшего пути;
Страх: быть конформистом, быть заманенным в ловушку;
Реакция на дракона / проблему: уйти, сбежать, унести ноги;
Задача: быть искренним к глубинной или высшей правде;
Дар / Добродетель: автономность, амбиции.
Квест всегда начинается с острой тоски. Мы чувствуем, что находимся в заточении, раздражены, опустошены и отчуждены от всего мира. Зачастую мы даже не можем понять, чего именно нам не хватает, но страстно жаждем этого таинственного нечто. Золушка ждет прихода принца, папа Карло – ребенка. Телемах ищет Одиссея, принц отправляется на поиски сокровища.

Сильное желание разыскать Грааль, взойти на гору в поисках новых перспектив, отыскать мудрость, освоить новые границы, достигнуть ранее недосягаемого во всех областях жизни – все это видится неотъемлемым свойством человеческой натуры. Искатель отвечает на зов Духа, чтобы вознестись.

Жизнь, свобода и поиски счастья

Искатель ставит себе задачу найти лучшее будущее или заложить фундамент более совершенного мира. Импульс Искателя явно прослеживается в историческом факте заселения Нового Света людьми, ищущими свободы возможностей, лестницы успеха. Этот импульс направлен вверх и вовне, и его цель – в реализации утопического замысла. В XX веке именно на этой энергии человечество начало исследовать космос.

Утопическая мечта о совершенном мире стоит за всеми человеческими устремлениями к совершенству и социальной справедливости. Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи «У меня есть мечта» пробуждал дух Искателя через мечту о равенстве. Женское движение, движение за развитие человеческого потенциала, Нью-эйдж – все это основано на желании освобождения, расширения возможностей и сознания.

Ни у кого нет иммунитета перед зовом неизвестного. Не важно, как мы его видим: как вершину горы, рубежи, границы космоса или новое общество. Не важно, на что зов нацелен: богатство (которое, как мы полагаем, откроет нам доступ к целому миру новых возможностей), политическую свободу и экономические возможности, квест по расширению сознания или достижению просветления и нирваны, или простое, но точно не определяемое стремление к большему.

Мы начинаем тосковать по временам невинности, когда еще не были изгнаны из рая (и это может быть как время первичной, переживаемой в утробе соединенности с силами жизни, так и время раннего младенчества). Эта тоска является движущей силой значительной части наших поисков и устремлений, но чего бы мы ни добивались, она не утоляется. Ни работа, ни любовь, ни жилище, ни свершения не дадут нам рая, к которому мы стремимся, хотя и будут побуждать нас отправиться в путешествие.

Так устроено, что мы можем утолить эту тоску, лишь став настоящими и дав рождение своей подлинной Самости. Поскольку мы чувствуем себя разъединенными, разбитыми на части и компоненты, мы жаждем стать цельными и соединенными. Эта жажда проецируется на желание внешнего рая, но может быть утолена, лишь когда мы поймем, что подлинная задача состоит в том, чтобы расширить сознание за пределы границ реальности Эго. Мы должны найти искомое в себе, поскольку нам никогда не обрести этого вовне. И для этого нам необходимо ответить на зов и вступить в героическую жизнь.

Зов странствий: преодоление порога

Зов приходит в любом возрасте, но наиболее ясно и отчетливо к завершению подросткового периода и началу взрослой жизни. Это время исследований новых земель, новых идей, нового опыта, время изучения мира, путешествий, познания и экспериментов.

Молодое существо, получившее достаточную поддержку и сформировавшее благодаря этому здоровое Эго, может отреагировать на зов воодушевлением, радостью, всплеском энергии. Радость может быть настолько велика, что затмевает страх будущего и сожаление о покидании утробы. Воодушевление от предстоящих приключений зовет. Этими приключениями может стать институт, работа, отношения, военная служба, путешествия – буквально все, что даст возможность делать что-то совершенно новое и, что важно, выбранное самостоятельно.

Позже вы можете оглянуться назад и сказать: «Я женился (поступил в институт, пошел на работу), чтобы уйти из дома». Но какой бы ни была причина, она служит началом величайшего приключения по проживанию своей собственной жизни. Странным образом, сделанный самостоятельно выбор может быть вовсе не идеален с точки зрения Эго, но он и есть дорога, благоприятствующая Душе.

Молодому Искателю, чье Эго менее развито, может не хватить храбрости или уверенности в своих силах, чтобы отправиться в это величайшее приключение с удовольствием и легкостью. Для этот жизненный опыт может быть полон опасений, и тогда первый шаг будет больше похож на прогулку вокруг квартала, чем на кругосветное путешествие. Случается, что мы отправляемся в путь, когда, как и Элли в «Волшебнике изумрудного города», понимаем, что осиротели, и хотим найти величайшего волшебника, который поможет нам найти дорогу домой.

Жажда странствий поражает в середине жизни так же мощно, как и в юном возрасте. Будучи молодыми взрослыми, мы ищем истинное призвание, истинную любовь, место, которое мы полюбим так, что захотим осесть, и жизненную философию, поддерживающую нас. В зрелом возрасте все эти вопросы снова выходят на поверхность (как, впрочем, они могли проглядывать и промеж). Если мы в браке, то задаемся вопросом: «Хочу ли я провести остаток жизни с этим человеком?». Ранее удовлетворяющая работа может вдруг ощущаться нами пустой и неблагодарной, и мы изучаем возможности смены работы или карьеры.

Мы переоцениваем свои достижения в свете стремлений своей юности. Были или нет реализованы наши ранние амбиции и устремления, исключительно важно переосмыслить свои устремления в контексте собственной смертности. Духовность становится важнее, и наши философские воззрения также требуют переосмысления, когда мы признаем, что смертность – вопрос не только общего философского характера, но и касается лично каждого из нас.

Для многих людей жажда путешествия конфликтует с другими задачами: детьми, работой, выплатами по ипотеке, заботой о родителях. И кажется, что почти невозможно решиться и отправиться в путь. Вы хотите пойти учиться, но вам нужно работать, чтобы дети поступили в ВУЗ и учились там. Вы хотите отправиться в дальние странствия, но, увы, скоро очередной платеж по ипотеке.
Зов принимает разные формы и всегда отзывается в нас на более высоких или глубоких уровнях бытия, чтобы мы могли отыскать способ более осмысленной и глубокой жизни, найти себя за пределами социальной персоны, созданной общими усилиями – нас и нашего окружения.

Часто поиски начинаются с внутренней неутихающей потребности сделать выбор, поскольку жизнь кажется пустой и лишенной свободы. Мы проживаем опыт зова как состояние все большей отстраненности от существующей среды обитания и как состояние ограниченности этой средой. Для Искателя проблема заключается в противоречии между конформизмом и индивидуальностью, привычное окружение мало и жмет. Но в то же время желание ублажать, вписываться в рамки, удовлетворять потребности семьи, друзей, коллег все еще сильно. Большинство из нас знает, что нарушение неписаных правил приводит к величайшим репрессиям.
Мы начинаем с того, что угождаем старшим и равным, и после продолжаем упрочивать финансовый успех и статус и угождать семье и друзьям. В конечном счете, этот конформизм создает напряжение между тем, какие мы есть подлинные изнутри, и тем, каких действий от нас ожидают. И это напряжение абсолютно необходимо для развития. Умение вписаться определяется способами, которыми мы похожи, индивидуальность определяется способами, которыми мы отличаемся. Стало быть, не вписывается именно наша подлинная уникальность, наша Самость.

Мы начинаем странствия и поиски с достаточно бесцельных экспериментов, пробуя то одно, то другое. Внешне мы можем проявляться как конформисты, лишь будучи наедине с собой сознавая, что в нас есть источник индивидуальности, невидимый другими. Или наоборот, мы Мятежники, определяющее себя почти полностью через противопоставление существующему положению дел. Обычно это означает, что единственный способ, которым мы можем держаться отдельного состояния Самости, состоит в постоянном внешнем утверждении и привлечении внимания. В обоих случаях нами управляет наше окружение.

Сколько нас, хотя бы раз подумавших: «Если бы я сказал то, что я действительно считаю правильным, или поступил так, как действительно хотел, я бы потерял свою работу, семью, друзей»? Потенциальный Искатель страстно жаждет большего, чем может дать работа, семья и друзья, но убежден, что для этого придется бросить их, что иногда и происходит, по крайне мере, на время. Чтобы открыться новому и расти, мы должны покинуть мир и опыт, известные нам. Это не означает, что мы не сможем вернуться обратно в эти сообщества, и это даже не означает, что нам необходимо их физически оставить. Что нам нужно, так это создать определенную эмоциональную дистанцию, чтобы проложить свою дорогу и обдумать свои мысли.

Многие из нас никогда не чувствуют, что выбирают уйти. Наш Искатель скорее уже движим острым чувством отчужденности, отстраненности. Возможно, мы только что расстались с партнером, нас уволили, мы начали задавать вопросы институтам власти, и получили ответ не высовываться или уходить, или мы находимся в отношениях настолько насильственных или зависимых, что чувствуем, что нам пора уйти, чтобы спастись. В таких случаях мы можем чувствовать себя особенно потерянными и неподготовленными к путешествию.
Часто мы начинаем, скорее зная то, чего мы не хотим, но не осознавая своих желаний. И тогда мы можем вступить в особое время, время взятия на себя радикальной обязательства перед своей душой, своей сутью. На этой стадии основным лейтмотивом жизни может быть расставание. Мы исследуем каждую ситуацию, чтобы увидеть, будет ли это событие, человек или работа нас насыщать. Все, что не способно приносить радость, оставлено, и мы (по меньшей мере, психологически) снова в пути.

Миф об Исходе
Юнгианский психоаналитик Перл Минделл (Pearl Mindell) интерпретирует историю об Исходе как миф о принятии зова. Психологически территория Египта – это рабство жизни, знакомое нам. Фараон – это та наша часть, которая привязана и хочет остаться. Моисей же – это новая зарождающаяся героическая Самость. Когда, невзирая на все усилия и мольбы Моисея, фараон не отпускает его людей, вступается Бог и насылает чуму. Минделл видит это как время, когда ситуация настолько ухудшается, что нам нужно как-то выбраться из оцепенения и бесчувственности и осознать всю серьезность ситуации. Однако же когда мы покидаем Египет, мы не находим искомый рай и святую землю в тот же час. Больше того, мы скитаемся по дебрям долгие годы, не раз желая вернуться в Египет.

Мы счастливчики, если в годы скитания по дебрям у нас остался хотя бы один стабильный элемент жизни: возможно, это работа, отношения или духовный путь. Этот стабильный элемент облегчает перемены, которых требует Душа.

В этой точке мы внезапно можем обнаружить, что на месте Эго пусто, и у нас нет никаких догадок о том, что же мы хотим делать. Единственное возможное действие – это эксперимент, пробовать то одно, то другое до тех пор, пока что-то не заденет струну интереса. Внутренний огонь студента может быть разожжен, например, каким-то предметом, кто-то может найти работу или отношения, третьему представится возможность пойти в горы. Иногда чувство потерянности настолько велико, что человеку трудно принимать простейшие решения, поскольку он внезапно осознает, что всякое решение, от бутерброда на завтрак до просмотра сериала, было запрограммировано другими.

Мы можем открыть образ того, что мы ищем, если обратим внимание на жизнь своего воображения. Образы внутри нас. Когда мы скитаемся по пустыне, критически важно оставаться преданными своему доверию в высшие цели и верить, что манна будет послана с небес.

Страстное желание нашего сердца связано с внутренним голодом в стремлении познать свою суть, кто мы такие на уровне души, и принять участие в великолепии вселенной любым способом: через великую любовь, великую работу, пиковые переживания, личную трансформацию или достижением мудрости. В преклонном возрасте, мы можем начать томиться по тому, чтобы покинуть свое тело, особенно если нам начало отказывать здоровье, и испробовать любую другую жизнь, возможную за пределами этой.

Никогда не поздно ответить на зов Души к приключениям. Зачастую мы безуспешно пройдем по многим дорогам, некоторые из них, может, будут болезненными, прежде чем найдем ту, которую искали.
Случается, что мы останавливаемся незадолго до того, чтобы со всей решимостью ступить на свою дорогу, но возвращаться назад уже слишком поздно. И тогда мы становимся только Скитальцами, а не Искателями: закрытыми от других, страшащимися близости, фанатично инакомыслящими. Мы должны быть независимыми, отличаться от других и все время двигаться дальше. Мы не можем связать себя обязательствами или сблизиться с кем-то. Даже если мы вступаем в брак, глубоко внутри мы все еще ждем идеального принца или принцессу. Мы можем иметь работу и при этом знать, что это не «настоящая» работа. И впрямь, вся наша жизнь кажется пустой, пока мы томимся по раю или, по меньшей мере, по чему-то лучшему.

Многие люди никогда в действительности не берут обязательства за самих себя и свое путешествие героя. И только когда мы способны это сделать, мы перестаем быть бесцельным Скитальцем и становимся подлинным Искателем. И тогда наши поиски становятся качественно другими, более глубокими. Мы ищем духовной глубины и подлинности, и мы знаем, что это не просто смена обстановки: друзей, работы, места жительства, мы ищем именно изменений в себе. И иногда этот новый поиск начинает приобретать духовное измерение, независимо от того, комфортно нам или нет использование религиозного языка, ибо мы находимся в поиске того, что имеет глубокий и вечный смысл.

На высочайшем уровне Искатель находит истину, к которой стремился. В реальном мире каждый из нас нашел какую-то часть истины, и тем самым мы все можем быть как Искателями, так и прорицателями и разделять свои вопросы и озарения друг с другом.

Дорога испытаний

Как только мы принимаем решение преодолеть порог и отправиться в свое путешествие героя, мы сдаем набор экзаменов, на которых проверяется, достаточно ли мы готовы, выучили ли мы уроки Невинного, Сироты, Воина и Опекуна. Если мы научились балансировать наивный оптимизм Невинного и рефлекторный пессимизм Сироты, мы будем знать законы улицы, чтобы знать, кому доверять, а кому нет. Мы умеем отличать проводников от искусителей. Одни будут способствовать нашему путешествию и указывать направление, другие будут вести подрывную деятельность. Если мы неверно определяем, кто есть кто, то нас обычно отбрасывает в Сироту, пока мы сильнее не разовьем свой навык проницательности. Если вы, например, продолжаете обнаруживать себя в отношениях, где вас притесняют и подавляют, то это экзамен, над сдачей которого вы трудитесь в настоящий момент. Спешки нет, у вас достаточно времени.

Мы часто сталкиваемся с большим вызовом, драконом, экзаменующим нас на храбрость. И снова, до тех пор, пока мы проигрываем, мы будем продолжать сталкиваться с драконами до тех пор, пока не отточим навыки Воина. И мы будем встречать возможности служить и помогать другим, чтобы показать наши высокоразвитые навыки Опекуна. В сказках и мифах победа над драконом приносит нам сокровище. Помощь тому, кто нуждается, дарует нам магическую защиту. Попрошайка, которому помогает герой волшебных сказок, часто делится магическим объектом, спасающим положение в критический момент путешествия. Знать, когда помочь, а когда держаться подальше – ключевой навык, ибо внешность бывает обманчива. Если мы помогаем другим из побуждений Эго, для поддержания самооценки, чтобы «сдать» экзамен, это всегда аукнется. Помощь должна прийти по желанию сердца и без мыслей о вознаграждении.

Духовные поиски

В определенной мере все странствия сходятся к базовому желанию встретиться с подлинной сутью – в себе, внешнем мире и вселенной как единого целого. Для многих это желание принимает форму поиска Бога. Во все времена люди давали имена божественному. Индейцы находили божественное в тотемных животных, в Земле-матери и Небе-отце, у предков. Многие культуры, в том числе греческая, римская и египетская, были политеистическими и почитали множество богов и богинь. Человеческая история знает поклонение мужским божествам, и иногда, особенно на ранних этапах человеческой истории, сакральное имело женскую форму. Большинство духовных традиций находили способ чествовать божественное.


Ужасающее одиночество знакомо всем нам. День за днем отчаянный вопрос стучится в наши умы: «Одиноки ли мы в диких дебрях себя, одиноки ли мы в этой молчаливой вселенной, частью которой мы являемся и в которой в то же время чувствуем себя чужестранцами?». Это одиночество и готовит нас к поиску Гласа божьего.
Абрам Иешуа Хешель


Возможно, впервые в человеческой истории многие люди сегодня не почитают ни одного бога, хотя у большинства есть то, что свято для них. Некоторые чувствуют соединенность с божественным, работая во имя мира и справедливости. Другие – когда занимаются творчество. Кому-то нравится гулять на природе, кто-то наслаждается семейными традициями или моментами, когда глубоко прочувствованная истина, истина сердца, находит свое выражение в мире. Третьи находят священное в занятиях любовью, наполненных глубоким уважением и подлинной близостью, для четвертых божественное – в наблюдении за процессами рождения и смерти. В каждом случае божественное связано с глубинным интимным моментом, когда человек переживает себя «настоящим».

Говорим мы духовным или мирским языком, наш Искатель не будет удовлетворен до тех, пока мы не получим опыт проживания чего-то настоящего за пределами себя. Импульс Искателя побуждает нас пережить опыт трансперсонального, надчеловеческого. Нет необходимости в том, чтобы найти абсолютно «правильный способ». Необходимо найти свои способы.

Многие христиане полагают, что невозможно узнать что-либо о трансперсональной сфере от не христианина. Я знаю евреев, которые будут открыты к изучению нуминозного не только в иудаизме, но и во всякой другой религии, за исключением христианства. Многие могут получить надчеловеческий опыт, только если использовать язык без слова «Бог». Для них полезной будет аналитическая психология Юнга и другая трансперсональная психология. Многие женщины чувствуют себя более открытыми к познанию Богини, чем Бога, часто представляемого седым старцем.

Людям доступно столько способов прикосновения к божественному, что очевидно: вопрос не в доступности божественного, а в нашей способности открыться ему. Религии аборигенов часто позволяют пережить опыта входа божественного посредством беседы с предками, животными, деревьями или горами. На Гавайях есть вулкан, глубоко почитаемый как Богиня Пеле.

И хотя эти идеи могут показаться многим людям стран Запада странными, они вовсе не еретичны. Христианин, буддист, индуист, практик духовных форм йоги – в сущности каждый согласится, что Бог есть любовь и что Бог повсюду. И из этого следует, что человек может найти Бога везде, и Бог может говорить с нами посредством всего.

Духовный вызов для Искателя не обязательно должен включать восприятие трансцендентного Бога. Духовный вызов требует от нас выявить то, что мы ценим, что мы утверждаем святым, что приносит дух в нашу жизнь, одухотворяет ее.

Появление Грааля
Внутренний Искатель – это искатель смысла, символически изображаемый как рыцарь в поисках Святого Грааля. Какими бы успешными и благополучными мы ни были, наш внутренний Искатель безутешен до тех пор, пока мы не найдем понимания высшего смысла и высших ценностей в своей жизни.

В великих мифах двенадцатого века о Граале зашифрована древняя истина духовного путешествия (смотрите главу 4 для более глубокого рассмотрения). Рыцари замка Короля Артура клянутся искать Грааль, и это символизирует поиски откровения и просветления.

Как и Рождество, легенды о Граале сочетают языческий и христианский символизм. Иногда утверждается, что Святой Грааль – это чаша Тайной Вечери, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь Христа. И в этом смысле она становится святым и магическим предметом. Во времена Короля Артура Грааль появляется в Камелоте как питающий всех собравшихся «едой и питьем по их выбору». Это «символ духовной пищи, получаемой из Грааля». Многие рыцари отправляются на поиски этой силы, но только безупречные и добродетельные могут ее отыскать.

Внутренний Искатель не остановится ни перед чем, чтобы найти истину о вселенной и смысле жизни. Так сильно это побуждение, что Искатель готов, если это необходимо, пожертвовать наиболее ценными отношениями и достижениями: домом, работой, друзьями, любимыми – во имя квеста. И даже если мы свершали ужасные и унижающие достоинство деяния, внутренний Искатель останется безупречным в своей преданности квесту. На наиболее глубоком уровне, поиск Грааля символически означает поиск истинного себя.
Внутренний Искатель готов умереть, буквально или метафизически, чтобы пережить опыт предельной красоты вселенской истины. И здесь дело не столько в физической смерти, сколько в готовности умереть старым собой, чтобы дать рождение новому.

Самое главное, квест помогает нам усвоить, что Бог внутри нас. Когда мы открываем эту истину, мы не исчезаем в сказочной стране, из которой нет возврата, наш долг – вернуться, неся в себе дары Грааля, чашу, средством восстановления и почтения памяти каждого живого существа. Мы становимся Граалем, из которого могут черпать другие, ибо найти Грааль значит стать им. Умирает зацикленность на себе, чтобы возрождиться любовью ко всему роду людскому. Внутренний Искатель – наша часть, которая готова искать не только для себя, но и для всего человечества.

Теневой Искатель, саморазрушение и трансформация

Если мы не отвечаем на зов нашего внутреннего Искателя, мы можем проживать его в теневых формах. Теневой Искатель проявляет себя в навязчивой потребности быть независимым, и так держит нас в изоляции и одиночестве. Если зов отрицается полностью, то он может проявиться в физических или душевных недугах. Как метко высказался Джеймс Хиллман (James Hillman), наши патологии – это зов богов.

Стремление к духовному росту может проявляться в теневой форме как стремление к тому, чтобы «улететь» на наркотиках, адреналиновой лихорадке кризисов и воодушевлении или навязчивых и жестоких амбиции. Обычно, это амбиции в мире (вскарабкаться по лестнице успеха), но неумеренными могут быть и духовные амбиции. Возможно, наиболее пугающая история духовных амбиций в их теневой форме – история Люцифера, который был сослан в ад за дерзкое желание захватить небесную власть. Люцифер означает «свет приносящий», его поиски все большего света привели к тому, он был брошен в крайнюю темноту, поскольку не просто хотел расти, но стремился быть лучше остальных. Теневая форма Искателя часто проявлена в гордыне.

Многие мифы предупреждают об опасности духовных амбиций. Искатель – архетип перехода от Эго к Душе, и зачастую лишь устремления Эго являются стимулом отправиться в путешествие. Прометей украл огонь у богов и в наказание прикован к скале, где птицы выклевывают его печень. Дедал предупреждает своего сына Икара не летать слишком высоко, но Икар, то ли из гордыни, то ли из неистовства жаждущего Искателя, воспаряет слишком близко к солнцу, и оно плавит восковые крылья и отправляет Икара в стремительное падение в море.
И все же истории о Люцифере и Икаре не отговаривают от путешествия. Они лишь предупреждают о высокомерии и гордыне: полете выше, чем есть навык или право летать. В этих историях наказывается не попытка взлететь, но высокомерие и забывчивость о допустимых пределах.

Трансцендентность и смерть
Страстное желание выйти за пределы, побуждающее все устремления, кажется такой же базовой человеческой потребностью, как потребность в воздухе, воде, еде и тепле. Действительно, во многих случаях это желание столь сильно, что люди подставят под удар базовые человеческие потребности для причастности к высшему. Величайшие творческие люди ставят под удар свое здоровье в поисках возгонки в творчестве. Величайшие мистики голодали, носили власяницы и другими способами насильственно обращались или обделяли свои тела на службе у духа. Альпинисты рискуют жизнью, чтобы достичь вершин. Атлеты игнорируют травмы и продолжают соревноваться в своей попытке достичь доселе недостижимого. Ученые становятся бледными и сутулыми от своей жизни в библиотеках в поисках мудрости.

Сегодня многие люди переживают опыт трансцендентности посредством работы. Отдача всех сил работе может порождать радостное возбуждение и эйфорию. И вместе с тем, стало нормативом для многих бизнесов и несомненно для многих профессий работать много больше часов, чем это физически, психологически и духовно здорово.

Зачастую в материалистичном, мирском обществе профессиональный успех – та гора, на которую взбирается Искатель. Как монахи и монахини носили власяницы, голодали, другими способами истязали свое здоровье и лишали удобств, чтобы вознестись, так и современные люди принимают как само собой разумеющееся необходимость подвергать риску свое здоровье на службе у священной чаши успеха. В то время как трудоголизм, столь широко распространенный в нашей культуре, плачевен и нездоров, его побуждения не таковы, и многие люди открывают более наполняющие пути трансцендентности.

Когда мы устремляемся в желании стать успешнее и богаче и контролировать человеческую жизнь, при том, что уровень благополучия и индивидуальной свободы такой, о котором человечество раньше и не могло мечтать, мы приносим в жертву свое здоровье и здоровье земли. В культурном отношении, архетип Искателя завладел нами в своей теневой форме.

Когда Искатель захватил нас, мы истязаем свои тела, жертвуем наиболее любящими отношениями, отбрасывать (практически) все сомнения в своей тяге стать больше, чем мы есть. Странствия предполагают интенсивное расширение границ познаний и опыта, границ того, какими мы можем быть и что можем делать. Словом, мы как прорастающее семя готовы с силой пробиться наружу и пустить побеги новой жизни, но это действие приведет к расколу старого контейнера Эго, чтобы тот открылся. Мы проживаем этот опыт в значимые переломные моменты нашей жизни. Тот же опыт мы проживаем, и когда умираем.
И при этом мы можем видеть связь архетипа Искателя со смертью в позитивной форме. Стихотворение Адриенны Рич (Adrienne Rich) «Фантазия для Эльвиры Шатаевой» (Fantasia for Elvira Shatayev), например, было написано под воздействием истории о гибели команды альпинисток в снежной буре на пике Ленина в августе 1974 года. Оно иллюстрирует одновременный зов к трансцендентности и смерти. И смерть на вершине горы не трагична, это кульминация жизни. В стихотворении Шатаева говорит о долгой многомесячной подготовке к подъему, о том, что мир остался внизу, и она видит этот мир опасным, поскольку в обычном мире все живут в ловушке своей отдельности. На вершине горы они достигают причастности к большему.

Смерть – маленькая цена платы за переживание опыта полной реализации себя и своих способностей в человеческом и природном обществе. Предельная цель Искателя – исполненная посредством выхода к большему Самость, бытие лучшим подлинным собой в соединении с вселенной.

В некоторых восточных религиях целью духовной практики является выход за пределы тела и Эго и, в конечном итоге, слияние с Богом. По сути, речь идет о смерти состояния индивидуальной Эго личности и полном погружении в Единство. Это схоже с христианской целью достижения бессмертия и вечного бытия с Богом. Это и есть цель Духа.

И тогда связь со смертью видна не только в патологической, но и в позитивной форме архетипа, и на всем диапазоне между. Квест – это зов Духа, чтобы прожить опыт перерождения и трансформации, умереть старому и возродиться в новое. И это означает, что в определенный момент путешествия каждый Искатель становится Посвященным.

Из Искателя в Посвященного

Превращение гусеницы в бабочку – традиционный символ духовной трансформации настолько глубокой, что кажется, что это не одно существо меняется, а один вид живого превращается в другой. Эта трансформация символизирует смерть жизни, проживаемой только на уровне физическом/ Эго, и перерождение в жизнь, пропитанную духом.

Многие люди сегодня аккумулируют свою жажду божественного в различные достижения: академических, спортивных, профессиональных. И поначалу это очень позитивно и здорово. Это именно то, чем следует заниматься подросткам и молодым взрослым. Достижения, путешествия и исследования мира – вот требования юности. Этим способом архетип Искателя помогает развитию Эго. И все же со временем, когда мы вырастаем и становимся зрелыми, архетип проявляется снова на более глубоком, выраженно духовном уровне. И в этот момент зов Духа требует выхода за пределы себя, чтобы получить опыт единства со вселенной, опыт, несущий в себе возможность заново родиться в жизнь духовного существа.

Такая трансформация требует больше, чем активные странствия. Чтобы случилась подлинная трансформация, мы должны умереть для старых себя. Следующая глава описывает архетип Разрушителя и как он начинает наше посвящение, инициацию в царство Души.

УРОВНИ ИСКАТЕЛЯ

Тень: избыточные амбиции, перфекционизм, гордыня, неспособность делать выбор и брать на себя ответственность, зависимое поведение в целом;
Зов: отстраненность, неудовлетворенность, пустота; шанс просится в руки;
Уровень 1: исследования, странствия, экспериментирование, обучение, пробование нового;
Уровень 2: амбиции, взбирание по лестнице успеха, развитие лучшей версии себя;
Уровень 3: духовные поиски, трансформация.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: vizitka@nadezhdakosenkova.ru
Соцсети: Facebook | Instagram | Telegram
DONATE бесплатных продуктов от «KoseNKova & K๏»
Made on
Tilda