Разрушитель – это ключ к метаморфозам. Если Разрушитель приходит только в этой роли, он будет казаться весьма милостивым, и мы сможем расслабиться в базовой благотворности вселенной. Но зачастую Разрушитель встряхивает способами, кажущимися иррациональными и бессмысленными.
Некоторые люди полагают, что вера в карму и реинкарнацию дает удовлетворительное объяснение боли и несправедливости, и выдвигают гипотезу, что в действительности несправедливости нет, поскольку беды этой жизни являются следствием злодеяний, совершенных в прошлой жизни. Джон Сэнфорд (John Sanford) в своей книге «Зло: Теневая сторона реальности» (Evil: The Shadow Side of Reality) не соглашается: «Если вдумчиво рассматривать ужасы Дахау и Освенцима, предположение, что жертвы людского варварства переживали опыт сопоставимой кармы за деяния прошлых жизней, кажется оскорблением человеческих чувств».
Многие аспекты человеческой жизни, как мы ее знаем, противоречат всякому намеку на справедливость применительно к человеческим чувствам. Чувство иррациональности происходящего сохраняется как в случаях физического и эмоционального голода младенцев (ill-nourished babies), насилия над детьми, жертв свирепых пыток, так и когда речь идет о жертвах форс-мажорной «воли Бога»: извержений вулкана, землетрясений, засухи, наводнений, массового голода. Любая кармическая справедливость такого жизненного опыта может быть найдена не на рациональном уровне, а на более глубоком уровне непостижимости тайн бытия.
Пустота, которую оставляет Разрушитель в своем пробуждении, намного более глубокая и истощающая, чем оставленность, проживаемая Сиротой. Разрушитель часто наносит удар по людям на пике их жизни, когда у них полностью сформирована идентичность и вера в свои способности выходить из всякого положения. Разрушитель не приходит как наказание за проступки. Библейская история об Иове рассказывает о типичном случае кажущихся беспричинными и незаслуженными неудач.
Иов был благополучен: социально, экономически и морально. Он был богат, заботлив, добродетелен, и все же лишился всего: собственности, детей и даже хорошего имени. Разрушитель нападает на благополучно созданную персону (не имеет значения, социально ли это благополучие или нет) и в лучшем раскладе прокладывает путь для чего-то нового. Мистически, разрушение дает дорогу для сакрального, и дорога эта никогда не напоминает прежнюю жизнь. Опустошение Иова пересоздало его социальную персону, наполнило новым богатством и детьми. Иов не вернулся к прежней жизни, как если бы потери и увечья случились не с ним. Он переменился необратимо, встретившись с мистерией.
Многие люди пытаются объяснять произошедшее с Иовом с точки зрения принципов каузальности. Они приводят доводы, что Иов наверняка поступал дурно, или, как предполагает жена Иова, происходящее – вина Бога, и Иову следовало бы его проклясть и умереть. Суть в том, что мистерия никогда не является следствием чьей-то вины. Идея вины предполагает, если бы мы смогли раздобыть ответ, то научились бы контролировать исход и уйти от смерти, боли, несправедливости и страдания. Принятие и существования обеих составляющих: и мистерии, как части жизни, и того, человеческой неприязни этой стороны реальности, позволяет нам как прожить опыт мистерии, так и двигаться дальше в поисках посильных способов облегчения страданий и несправедливости.
Цикл мистерий может быть интерпретирован не каузально (Кого винить?), но с точки зрения практической пользы (Для чего это страдание?). Возможно, каждый из нас претворяет, через проживание опыта тайны жизни, рождения, любви и смерти, замысел инициации в существо более высокого уровня развития. И это существо создает возможности для священного потенциала бессознательного проявиться конкретным образом в человеческой форме.
Рассуждения о сущности Бога или бессмертии души остаются за пределами этой книги, однако критически важно написать, как часто опыт неудачи ощущается как отлучение и распадание на части. Пережившие Холокост, выжившие из дисфункциональных семей, в особенности перенесшие опыт сексуального насилия и побоев, люди с диагностированным СПИДом или сражающиеся в мучительном лечении с онкологией. Потерявшие любимое дитя, спутника после многих лет глубокой совместной жизни, доступ к карьере и идентичности, лишившиеся опоры. Проживающие естественное течение жизни, от здоровья и витальности юности к немощи и слабости преклонного возраста.
Эго часто защищает растущего ребенка от того, чтобы преждевременно иметь дело с событиями, слишком страшными для детского сознания. Оно подавляет опыт пренебрежения, физического и эмоционального насилия, изнасилования, инцеста и другой травматичный опыт. В определенный момент жизни, когда взрослый достиг достаточного развития Эго, чтобы не быть полностью разрушенным встречей с реальностью этих событий, воспоминания начинают всплывать на поверхность. Сила этих воспоминаний достаточно сокрушительна, чтобы вызвать временную дисфункцию. Если травма сравнительно умеренная, она вполне может быть освоена через процесс терапии.
Когда разрушение приходит от внешних сил, мы ощущаем свое бессилие: мы пойманы руками судьбы. Если у нас СПИД или рак, мы можем ощущать, что наше собственное тело и воля перешли на другую сторону. И это ведет к осознанию не только того, что мы невинные жертвы, но и того, что смерть, зло и жестокость живут внутри Самости. В корне сильнейшего опыта встречи с Тенью лежит познание конкретной смерти.
Этот опыт может быть и калечащим, и трансформирующим. Иногда стены рушатся, и мы поддаемся безумию или цинизму. Но когда мы способны дать название тому, что мы проживаем, мы можем отпустить старое и открыться новому. Например, Люди, переживающие детские травмы по ходу терапии освобождаются от эмоционального онемения и отрицания и перерождаются в новую жизнь. Люди, притесненные угрожающим жизни недугом, почти всегда отказываются от привязанностей к тому, что стало несущественно. Иногда страдание, боль и болезнь открывают нас исцеляющей силе благодати. Многие религии могут заявлять монополию на это переживание, но просветление и исцеление не являются епархией какой-либо конфессии, как и религии в целом. Если было бы критично принадлежать к конкретной религии, чтобы испытать благодать или исцелиться, то программы «Двенадцати шагов» не работали бы. Действительно, по всей стране зависимые от наркотиков, алкоголя или иным способам люди переживают благодать и целительную силу, когда обращают свою жизнь в сторону «Силы, более могущественной, чем мы сами», даже если у них не так много понимания, кто или что может быть такой силой.
Страдание зачастую двигает нас за пределы привязанностей Эго. Мы привязаны к нашему здоровью, благосостоянию, дому, мировоззрению, любимым людям. Иногда, для того, чтобы открыться познанию нового, нам нужно отпустить старое. Мы можем отпускать добровольно, скрепя сердце или против воли, но результат будет один и тот же.
Любовь, которой мы преданы и по зову которой мы взяли на себя обязательства, часто влечет опыт проживания бессилия и потери. Всякий раз, когда мы берем на себя обязательство, то одновременно отпускаем оставшиеся варианты, двигаясь из бесконечного мира возможностей в конечный мир смертной жизни. И тогда мы не свободны. Женщина, которую я знаю и уважаю, полюбила мужчину и уже после обнаружила, что он алкоголик. Значительная часть ее жизни впоследствии была направлена на их совместное восстановление, когда она посещала группы Ал-Анон (группы для родных и близких алкоголиков), а он – группы Анонимных Алкоголиков. Это забирало время и внимание из мира достижений и устремлений, и ей пришлось отказаться от некоторых из своих амбиций. Знакомый мужчина женился на женщине, у которой вскоре после свадьбы была диагностирована последняя стадия рака. Вместо жизни женатого человека он прошел с женой дорогу умирания.
Люди по-разному обращаются с ощущением беспомощности в таких ситуациях. Некоторые люди могут попросту упустить перерождение, приходящее после смерти, поскольку застряли в горевании. Очень важно пережить в полной мере горе и гнев от потери, а затем дать им уйти, по крайней мере, достаточно далеко, чтобы увидеть новую реальность на другой стороне. Убеждения, восстанавливающие веру в то, что все под контролем, полезны.
Большинство традиционных религий учит нас верить тому, что все под контролем Бога и что Бог желает исключительно добра. Многие люди верят, что на глубоком уровне (возможно, на уровне Души) каждый из нас со всей мудростью выбирает происходящие события для своего роста и развития (хотя, возможно, наше сознание, наше Эго не может понять, зачем было выбирать некоторые из наиболее сложных жизненных вызовов). Оба этих убеждения помогают ослабить хватку Эго, подбадривая его тем, что хотя оно будет ощущать, что потеряло контроль, некая благоволящая нам сила несет ответственность. Такие убеждения помогают нам пройти сквозь опыт мистерий с меньшим страхом и страданиями.
По иронии, степень откровения, духа, благодати, которую мы получаем, кажется, сопоставима с тем, насколько пустыми мы стали. Вот почему большинство религий мира видят успех в мире (на уровне персоны) и успех Духа как противоположные друг другу намерения, и почему мистики и отшельники избавляются от близких отношений, собственности и амбиций. Смирение – это добродетель, тесно связанная с Разрушителем.