Если мы обращаемся против самих себя, то Сиротство зашло слишком далеко. Сиротство, сотворенное своими руками, не так хорошо наблюдаемо извне, поскольку такие люди, зачастую неприметны и очень удачно встраиваются. Часто они кажутся стереотипными и поверхностными, и даже немного невротичными; однако это проявление настолько повсеместно, что даже не воспринимается как тревожное или патологическое. Они довольствуются псевдожизнью и псевдолюбовью и могут заменять подлинное удовольствие от жизни потребительством или бессмысленными амбициями. По сути, им недостает понимания того, кто они такие, понимания своей сути. На телесном уровне они нередко ощущают пустоту в солнечном сплетении.
Они живут в парадигме дефицитарного мышления и очень восприимчивы к рекламе, способной убедить их в том, что если они не будут использовать правильный ополаскиватель для рта или не будут водить правильную машину, то их не будут уважать или любить. Они выбирают любовь, работу, дом не для радости, которую может принести этот выбор, но ради достижения правильного образа, имиджа. По сути, они как дети, отчаянно жаждущие угодить и получить любовь своими попытками соответствовать культурным ожиданиям своего времени и быть вознагражденными за это соответствие. Они играют «уместные» сексуальные, рабочие и дружеские роли. Они могут даже играть роль индивидуальности.
Маловероятно, что они посмотрят вглубь себя, поскольку боятся, что там или ничего нет, или опасаются внутренних чудовищ (то есть Тени). И потому зачастую они не в состоянии искать помощи, пока ситуация не разрастется до критической. В худшем случае, они становятся настолько циничным, что даже перестают пытаться угождать друзьям, заводить новых и вообще с кем-то взаимодействовать. Они лишь стараются выжать немного удовольствия посредством покупки вещей, еды, одежды, посредством «побед» и иллюзии контроля, через алкоголь или наркотики, через возбуждение и опасность.
С большей вероятностью искать помощь станут те Сироты, чья внутренняя боль настолько сильна, что жизнь почти безрадостна, за исключением тех случаев, когда они притупят боль алкоголем, наркотиками, возбуждением или адреналином. В таких случаях подавляющие, жестокие фигуры из раннего детства населяют внутреннюю жизнь человека, и голос критикующего нелюбящего родителя из детства перекочевал внутрь в ум и постоянно твердит о том, что ты не ценен, тебя никто не полюбит. Этот голос всегда в сознании, даже если человек ушел от реальных родителей или же ушли они, а то и вовсе уже умерли.
И невзирая на то, что Невинный внутри остро нуждается в безопасном месте, Сирота может быть не в состоянии, по крайней мере поначалу, «использовать» эту безопасность, даже когда она доступна, поскольку куда бы он ни пошел, внутренний голос продолжает ломать и ругать его. Не имеет значения, насколько безопасна внешняя среда, внутренняя среда настолько небезопасна, что рост продолжает подавляться.
Ощущение собственной ценности у некоторых Сирот настолько повреждено, что им тяжело продолжать развитие в чем бы то ни было: в учебе, занятиях спортом, работе, терапии, духовном пути. Всякий небольшой промах видится ими как свидетельство полной непригодности, и они разваливаются, обрушиваются на себя с критикой или проецируют вину на других. У них нет знаний о том, что можно ошибиться и просто продолжать двигаться дальше. Чем больше этот синдром прогрессирует, тем больше отстают они от своих товарищей, и, как следствие, самооценка падает еще ниже. И такие Сироты еще дальше сиротят себя тем, что бросают учебу, терапию, дружбу, отношения, будучи убежденными в своей непригодности.
В конечном итоге, такой человек может занять жизненную нишу жертвы, оправдывая неумелое взаимодействие и работу с другими своими ранними травмами или социальной несправедливостью и используя некомпетентность и слабость как способы получить внимание и заботу. Величайшая опасность для каждого из нас, когда мы находимся на этапе Сироты, заключается в том, что боль и жертвенность могут стать слишком интересными и слишком искусными оправданиями. И дальше, если мы научимся играть на чувстве вины других для получения желаемого, мы никогда не научимся переходу на самый высокий уровень Сироты, который является действительно критическим шагом в развитии человека: быть готовым стать взаимозависимым с другими, которые, как мы узнаем, тоже были ранены, как и мы.
Навыки некоторых Сирот высоко развиты, но присущее им ощущение собственной ничтожности или отчаяние относительно возможностей жизни держит их взаперти жизненных обстоятельств. Чем хуже становится ситуация, тем более бессильными они себя ощущают, тем более парализованными становятся. И зачастую это состояние сохраняется до тех пор, пока они не обнаруживают, что оказались в ситуации, способной их убить, и тогда могут извлечь отчаянную смелость для того, чтобы выбраться. Касается ли дело избиваемой жены, гражданина государства с репрессивным режимом, наркозависимого, работника организации, вызывающей зависимость, или того, кто попал в ловушку слишком маленькой жизни для себя, динамики схожи. Эти люди фактически загипнотизированы людьми, привычками или системами, которые их поймали, и эти люди буквально нуждаются в освобождении.
И таким Сиротам нужна любовь, поддержка и помощь, чтобы выйти из этой обездвиженности. Нередко первоначально такая поддержка приходит от одного человека, но идеальной будет поддержка равных так скоро, как только она становится доступна. Лишенные помощи, Сироты могут не устоять перед цинизмом, и тогда цинизм может стать оправданием криминального, неэтичного или бесчувственного поведения, за которое Сироты будут оправдываться, обвиняя свой ранний жизненный опыт, общество или в целом общий моральный тон времени («Все так делают»). Живя в мире жертв и агрессоров, Сироты могут выбрать перейти на другую сторону, чувствуя, что, по крайней мере, у агрессоров больше силы и контроля, чем у жертв.
Криминальное поведение, зависимость, всякое неэтичное и бесчеловечное поведение подсказывает, что человек, проявляющийся так, идентифицировался с агрессором и жестоко обращается с собой и/или с другими охотнее, чем идентифицируется с болью своего внутреннего Сироты. Этим людям нужна помощь, идеально и от обученных профессионалов, и от группы равных, людей, кто, как и они, начал осваивать свое отчаяние и эмоциональную боль и вышел в третью точку.
Этим людям нужны четкие границы, любовь и забота без потаканий и примеры тех людей со схожим опытом, кому удалось изменить жизнь и найти более цельный и радующий способ жизни. И, тем не менее, они могут закрываться для получения помощи, по меньшей мере поначалу, их отчаяние и цинизм могут быть настолько велики, что будут подрывать всякую веру в то, что помощь возможна. Иногда человек ждет, пока все не станет настолько плохо (у «Анонимных Алкоголиков» используется термин «достичь дня»), что они больше не могут избегать понимания, что они должны измениться. Более того, важно, чтобы все мы не изолировались от таких глубоко раненых людей, считая их «второсортными». Если мы соблазняемся такой оценкой, то почти всегда это свидетельствует об отрицании и заточении возможно небольшой, но очень настоящей части в каждом из нас, которая, конечно же, способна к такому же цинизму, саморазрушению и предательству себя и других.