Книга Кэрол Пирсон «Пробуждение внутреннего героя»/ Carol Pearson «Awakening the Heroes Within» (1991), перевод выборочный и авторский выполнен группой исследователей Архетипов.

13. Творец (The Creator)

Цель: создание жизни, работы, новой реальности любого рода;
Страх: безликость, фальшивость, лжетворение, безуспешность и безрезультативность творческого воображения;
Реакция на дракона / проблему: принимает, что проблема является частью Самости, частью того, что Самость создает; волевая готовность творить другую реальность;
Задача: созидание себя, принятие себя;
Дар / Добродетель: творческие способности, идентичность, мастерство.
Лингвистическое вступление от переводчика:

В тексте на английском языке для описания процесса, которым занимается Творец, используется существительное 'creation» и глагол 'create». Также говорится о том, что Творец тот, кто обладает 'creativity».

В тексте ниже существительное 'creation» переводится преимущественно как созидание, глагол 'create» как созидать и творить, 'creativity» как способность к созиданию.

Для понимания архетипа Творца важно было отойти от распространенного понимания творчества в русском языке как деятельности людей «творческих профессий» и расширить до уровня созидания, то есть сотворения нового, ранее не существовавшего. Таким образом, искусство – одна из форм созидания, но не единственная.

Ниже немного толкового словаря Оксфордского университета. Снова сугубо с практической целью, чтобы архетип Творца получил большую возможность наполниться вашим смыслом.

  • 1
    Creation', созидание -
    • действие или процесс изготовления нового;
    • действие или процесс, приводящий к существованию того, чего до этого момента не существовало;
    • нечто, сделанное кем-то, особенно демонстрирующее умелость или воображение;
    • сотворение мира, особенно Богом, как описано в Библии;
    • мир и все живое в нем.
  • 2
    Creativity', способность к созиданию -
    применение навыков и воображения для того, чтобы производить что-то новое или создавать искусство.
  • 3
    Art', искусство -
    использование воображения для выражения идей или чувств, в частности, посредством живописи и скульптуры.
Когда мы открываем для себя или даем рождение своей Самости, в нашу жизнь приходит и Творец. Когда мы начинаем осознавать свою связь с творческим источником вселенной, тогда же мы начинаем осознавать свое участие в общем процессе творения.

Джеймс Хиллман (James Hillman) называл «создание Души» (Soul-making) сутью архетипической психологии. И по мере того, как каждый из нас творит свою индивидуальную Душу, мы также содействуем процессу творения мировой Души. И потому, когда мы творим свою жизнь, мы еще и участвуем в процессе совместного созидания Вселенной.

Способности к созиданию

Именно Душа, а не Эго творит нашу жизнь. К примеру, Душа может выбрать проживать опыт болезни, утраты или страдания как способ инициации в глубинную мудрость, чтобы мы могли вырасти. Эго проклинает такой выбор, поскольку его задача в том, чтобы сохранять наше здоровье и благополучное функционирование, и потому Эго чувствует, что его принесли в жертву, когда такие события происходят (и наоборот, Душа чувствует, что ею пожертвовали, когда Эго делает главными приоритетами безопасность и статус).

Многие мыслители нашего времени обращают особое внимание на то, как наше окружение творит нас. И, однако, многие современные лидеры Нью-эйдж убеждены, что на глубочайшем уровне Души мы выбираем все, что происходит с нами, и таким образом каждый из нас является автором своей судьбы и даже самых трагичных и сложных ее составляющих. Ширли Лютман (Shirley Luthman) и Хью Празер (Hugh Prather), например, утверждают, что в каждом из нас заложен потенциал к созданию своей жизни, в том числе и физического здоровья, через «осознавание бессознательного» или, если использовать терминологию этой книги, через развитие такого партнерства Эго и Души, в котором они работают сообща, а не тянут друг друга в разные стороны.

Чем больше мы способны быть на связи со своей Душой и, как следствие, с естественным устройством мироздания, тем в большем контакте мы можем быть с этой творческой, трансформирующей частью в себе. Как пишет Хью Празер (Hugh Prather) в своей книге «Книга игр: курс духовной игры» (A Book of Games: A Course in Spiritual Play), необязательно даже верить в то, что в нас есть эта сила творения, трансформации и исцеления. Достаточно, чтобы мы вообразили и действовали так, как если бы она у нас была, и мы получим эту силу в свое распоряжение. Секрет в том, чтобы не разделять себя и великий творческий духовный источник вселенной. Для того, чтобы получить доступ к внутреннему Творцу, необходимо выполнить одно условие: признать, что этот величайший духовный источник вселенной неотделим нас. Мы являемся частью этого источника и потому творим совместно: с Богом и друг с другом. Получение доступа к способности совместного созидания может быть потрясающим свершением, наделяющим силой.

Мы можем получить доступ к своим созидательным способностям через процесс сознательного создания образа желаемого будущего. Например, Барбара Шер (Barbara Sher) в книге «Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь» (Wishcraft: How to get What You Really Want) говорит о важности наличия образа будущего. Образ будущего расширяет ваше понимание возможностей и настолько точно, насколько возможно, близок к вашему представлению идеальной жизни. Одновременно нужно, чтобы образ был конкретным, четко выраженным, так он может стать реальностью. Важно и чтобы мы соединили этот образ как с истинной природой Души, так и с реальностью внешнего мира, по меньшей мере, некоторых его правил. В противном случае, образ может просто стать фантазиями эскаписта. Например, неполезно в сорок лет держаться образа будущего, в котором однажды вы станете профессиональной балериной при том, что до этого вы никогда не танцевали.

Позитивный, но реалистичный образ будущего дарит нам свободу наслаждения жизнью и делает наши мечты реальностью. Наибольшей силой обладает образ, о котором человек рассказал по своей воле тем, кто на его стороне. Если группа поддерживает ваши желания (или ваши желания для группы) и сознательно удерживает этот образ, результаты, как правило, значительно более мощные. И все первостепенно, чтобы образ соответствовал вашей глубинной сути и тому, какой может быть ваша жизнь в самом лучшем раскладе, что ее будет составлять.

Приведение в соответствие нормам и теневой Творец

Даже если наш сознательный ум соединен с бессознательным, даже если мы верны своей природе, большинство из нас все еще ограничено соответствием нормам, будь то социальным скрепам общества или законам природы. Если мы не отправились в свое путешествие, не развили сильное Эго и не соединились со своей Душой, то мы не можем творить осознанно. Мы получаем жизненный опыт в созданных ранее условиях, потому мы чувствуем себя продуктом среды и ее ограничений, а возможно, и действительно являемся им. И это теневой Творец, творящий без какого-либо понимания ответственности за то, что мы делаем.

Не всякое бессилие является следствием теневого Творца. Иногда мы обоснованно чувствуем, что не контролируем происходящее с нами: например, в случае репрессивной или дискриминирующей социальной системы или в дисфункциональной семье. И хотя, возможно, вы сами создали свой опыт тюремного заключения, если нарушили закон, это вовсе не означает, что вы создали текущую реальность тюремной системы! Многое в наших жизнях является коллективным, а не индивидуальным творением.

Даже если основы отдельной человеческой жизни уже даны, есть уникальный способ, которым осознающий человек может собрать эту жизнь воедино. В девятнадцатом веке люди рассуждали о том, что наша жизнь предопределена не столько с точки зрения ограничения средой, сколько своей фаталистичностью. Как бы то ни было, обе парадигмы описывают с разных сторон одно: баланс между тем, чтобы творить, и тем, чтобы быть сотворенным.

За пределами саморазвития
Вне зависимости от того, являемся мы или нет абсолютными Творцами своей жизни, каждый из нас отвечает за то, в какой степени максимизирована сила, которой мы располагаем. Эта сила, несомненно, различна в зависимости от социальных и экономических обстоятельств и от уровня психологического и духовного развития каждого из нас.

Способности к созиданию являются основой качественной жизни. Мы все творим свою жизнь тем, что делаем выбор из доступных нам способов жизни, и не важно, насколько очерчен круг вариантов этого выбора. Мы можем ощущать, что наш выбор свободен, и мы его контролируем, а можем ощущать так, будто выбор заявил на нас свое законное право, и теперь живет через нас. Как бы то ни было, мы действительно создаем свою жизнь посредством тех способов, которыми мы ее живем.

Именно творческое воображение помогает нам найти смысл и красоту в своей жизни. Вот почему Джеймс Хиллман говорит: «Мертвы мы или живы – понять можно только по состоянию своей Души». Отверженность и уныние, так превалирующие в современной жизни, не являются гарантированным следствием внешней реальности, но определенно отражением недостаточного развития наших способностей к творческому воображению.

Задача творческого воображения – интерпретировать мир вокруг как искусство. Работы величайших изобразительных и литературных гениев показывают нам, как возможно видеть даже самые ужасные аспекты человеческой жизни и находить в них красоту и смысл. Софоклу удавалось проделывать это с инцестом и отцеубийством!

Такие трансформирующие метафоры помогают нам увидеть красоту и смысл всякой жизни, и своей, и другой. Например, архетипические психологи могут содействовать этому процессу через нахождение мифа, архетипа, бога или богини, которые помогут наполнить осознанием жизненный опыт, пусть даже и болезненный. Часто наши друзья, способные умело поддержать уверенность в наших силах, помогают нам тем, что видят значимость и ценность не только наших достижений, но и исканий (даже когда мы оступаемся). Художник в каждом из нас видит находящуюся в глубине «истину», или Самость, и открывает эту истину нам. Эта фундаментальная истина человеческой природы всегда красива, осмысленна и приводит в движение живое.
Творить жизнь – значит почитать свой жизненный опыт, честно, без отрицания, видеть его годным и ценным. Это значит принять свою жизнь, свое тело и ум как правильные и подходящие для себя. И даже принять свои болезни и вредные привычки как правильные (хотя в этом случае, возможно, сам процесс их преодоления поможет вам выучить нужные для вашей жизни уроки). Это значит прийти к узнаванию формы именно вашей своей красоты, будь то красота вашего тела, разума или характера.

По иронии, в нашей культуре довольно сложно чувствовать свои чувства и думать свои мысли и при этом и не беспокоиться о том, как «предполагается» чувствовать или думать в этом случае. Непросто живется в культуре Воина/Искателя, в которой мы окружены схемами по саморазвитию, разработанными, чтобы помочь нам жить в соответствии с теми или иными стандартами. Большинство из нас научилось оценивать каждое свое действие или мысль. Хорошо или плохо? Достаточно мужественно или достаточно женственно? Что подумают другие? Простое бытие собой может ощущаться как ломка всех правил и норм и включать одновременно и состояние свободы, и смутный страх наказания. Когда архетип Творца только начинает проявляться в нашей жизни, состояние ликования перемежается с парализующим страхом.

Когда мы Невинные, закономерно, что мы учимся вписываться в существующий мир, начиная с семьи и продолжая учебой, работой, локальным сообществом. Мы вступаем в предопределенные роли и в значительной мере определяем себя посредством этих ролей.

Перерождение Души переводит нас на другие рельсы, где мы начинаем позволять себе быть честными и аутентичными, где бы мы ни находились. И этот процесс всегда несет в себе боль, в той или иной мере. Когда мы позволяем своей истинной Самости проявиться на свет дня после длительной инкубации, большой мир может нас испугать, и мы можем испугать его! Остальной мир привык иметь дело с Эго и может быть весьма сбит с толку этим новым существом, заявившимся и заявляющим, что у него есть своя голова на плечах, в особенности потому, что многие из нас не слишком умелы в предъявлении своих желаний в мир.

Требуется настоящая смелость, чтобы стать со-творцом мира, в котором мы живем. Это не смелость Воина, который чаще выскакивает вооруженным до зубов. Это смелость быть уязвимым, открытым, безоружным, собой, не Невинным, но существом, полностью осознающим, кто он есть и что он делает.

Нередко история заканчивается тем, что герой счастливо любим миром и вместе с тем остается верным самому себе, но только после того, как он проявил смелость и творческое воображение и мастерски подкрутил мир так, чтобы тот ему подходил. Генри Торо в своем эссе «О долге гражданского неповиновения» рассуждал о нашей ответственности не только голосовать на выборах, но и отдавать свой голос целиком, то есть голосовать за мир, в котором мы хотим жить, своим способом жизни. Именно так мир и создается: совокупным эффектом всех решений, больших и малых, которые каждый из нас совершает в своем свободном движении по полю жизни.

Настройка на внутреннюю мудрость

Есть выбор, который мы делаем сознательно, есть выбор бессознательный, а есть то, что мы будем ощущать скорее как открытие, а не как выбор. Один из самых важных навыков для жизни – это умение слушать с включенным на прием творческим воображением. Некоторые люди достигают этого состояния в молитве и медитации, другие – прогулками или работой по саду. Многие люди открываются своим мыслям и чувствам, когда пишут в дневнике, рисуют или гончарничают.

Некоторые люди полагают, что неспособны к творчеству, не могут вслушаться в свое внутреннее интуитивное знание или пока не научились слушать свои процессы и ритмы. Возможно, слишком рано они выучились заглушать мудрость своего творческого воображения. Да, не каждый рисует, пишет, ваяет скульптуры, но каждый мечтает, фантазирует и может рисовать закорючки. Создавать истории в мечтах и фантазиях, рисовать картинки закорючками – вот первичная и важнейшая деятельность творческого воображения.

Когда мы оставляем попытки контроля творческого воображениям и позволяем ему делать все, что приходит естественно: кружение слов, образов, символов, мы открываем глубины своей внутренней мудрости. И если мы честны, то можем заметить множество несостыковок между тем, что мы думаем, что мы пытаемся создать, и тем, что мы действительно создаем.

Например, в мире обычного сознания я могу предполагать, что хочу подружиться с определенной женщиной и проводить время с ней. Но я никак не найду для этого времени, а иногда и вовсе поступаю так, чтобы обидеть ее. Возможно, бессознательно я не хочу этой дружбы, по крайней мере, в ее текущей форме, и я создаю ситуации, которые разладят существующее общение, чтобы дружбу можно было завершить или задать ей новый рамки и условия.

Своими оценками и цензурой Эго нередко останавливает творческий поток, который по своей природе нескончаем и течет без усилий. Эго, особенно находящееся под господством Воина, критично и не хочет, чтобы мы что-то создавали, пока не будем «хороши в этом». И тем не менее, у творческого воображения, приходящего из Души, есть только два критерия мастерства: «подлинность» и «красота». Для Души все подлинное и реальное еще и красиво. Если то, что мы создаем на творческих площадках собственной жизни, происходит доподлинно из Души, то результат этого творчества будет неизбежно красивым.

Стадии созидания

Поначалу мы создаем неосознанно, без понимания того, что мы фактически творим происходящее с нами. Когда, как ученик волшебника, мы создаем хаос и сложности, то обычно виним обстоятельства. Если мы слышим, что кто-то нам говорит, что мы творцы своей жизни, нам кажется, что нас обвиняют. В этот момент мы просто не в состоянии понять, что Эго и Душа понимают благо по-разному, как не можем и представить того, чтобы можно брать ответственным за свое созидание и не быть при этом обязанным отчитываться.
На следующем уровне мы сознательно «берем контроль над своей жизнью» своим Эго и прилагаем немалые усилия, чтобы делать все правильно и добиваться желаемого. Нередко нам вставляют палки в колеса, но мы стараемся и поднажимаем сильнее. Несмотря на огромную усталость, мы и вправду создаем положительные результаты и потому начинаем по-настоящему гордиться своей напряженной борьбой.

И все же после инициирующего опыта встречи с Разрушителем и Любящим, у нас появляется больше смирения, и мы понимаем, что не можем контролировать вселенную. Когда мы отпускаем иллюзию того, что мы можем контролировать судьбу своей волей, мы начинаем учиться доверять своему творческому воображению и способам, которыми Душа творит нашу жизнь. И хотя Душа знаменита своей незаинтересованностью в материальном успехе, она ищет нашего роста и развития на глубинном уровне. В этот момент мы можем узнать, что на уровне Души мы действительно выбираем все потери, боль и страдания своей жизни. И все же, мы можем желать, чтобы было не так тяжко, чтобы наш сознательный ум имел бы больше прав голоса в этом выборе.

Процесс созидания только из Эго или только из Души неполноценен. Эго творит Воином. Мастерство и очень напряженная работа, полная конфликтов и борьбы. Когда творит Душа, особенно если мы только начинаем позволять реальности глубинной Души созидать нашу жизнь, то мы сознательно подавляем критику и советы Эго в отношении этого процесса. И есть риск, что в этом подавлении мудрости Эго мы можем не уследить за обычными интересами, присущими человеческому существу: например, за обеспечением достойного уровня жизни или за реакцией других людей на нас.

После попыток по созданию жизни только из Эго и только из Души, мы открываем, что самый эффективный путь заключается в том, чтобы чествовать и внимать мудрости обоих. Возможно, это и имел в виду Иисус, когда сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». На самом высоком уровне мы проживаем опыт «священного брака» сознания Эго и Души, который позволяет созидать жизнь, насыщающую и Эго, и Душу так, что становится возможными и духовная глубина, и успех в жизни, работе и любви.

Мы должны быть верными к сущности глубинной Души и давать своей жизни форму сообразно этой сущности. И нужно, чтобы мы позволили сути подняться на поверхность и стать сокровищем, оживляющим королевство. Мы нуждаемся в том, чтобы Эго стало защитником обретенного сокровища, в уверенности, что сокровище не будут злонамеренно разрушать, осквернять или как-то еще обесчещивать или плохо обращаться.
Ширли Лютман (Shirley Luthman) рассказывает о людях, которые в буквальном смысле могут выбирать происходящее с ними сознательно. Это мастерство высочайшего уровня, и оно требует действительно необычайного уровня осознанности, когда барьер между Эго и Душой практически отсутствует так, что они совместно выбирают происходящее. Сегодня такие люди большая редкость. Большинство из нас довольствуется максимизацией скромных объемов силы, которой мы располагаем на сознательном уровне, чтобы воздействовать на направление своей жизни.

Созидание и уровни сознания

Процесс совместного созидания нашего мира – это то, в чем мы сотрудничаем с каждым человеческим существом, а еще растениями, животными, деревьями, звездами, галактиками. Всякое живое существо своим бытием помогает процессу эволюции мироздания. Мы творим наш мир каждую секунду, и важнейшая задача – делать это осознанно.

Книга Джеймса Лавлока (James Lovelock) «Почтенный возраст Геи: биография нашей живой Земли» (The Ages of Gaia: A Biography of Our Living Earth) всколыхнула научный мир тщательно разработанной идеей о том, что Земля является живущей саморегулирующейся системой. И все же Лавлок останавливается незадолго до того, чтобы сказать, что у Земли есть сознание. Да, она живая. Да, она регулирует температуру и другие условия, чтобы гарантировать выживание, и это значит, что она, как и мы, занята процессом совместного созидания мира, но это не означает, что она обладает сознанием.

И хотя многие другие культуры, например, культура североамериканских индейцев, с готовностью приписывали наличие сознания у Земли, европейские и американские мыслители последовательно приписывали наличие сознания только человеческому роду. Джин Хьюстон (Jean Houston) объединяет эти воззрения тем, что видит человечество сенсорной системой Земли, органом Земли, обладающим сознанием.
Культуры различаются своими верованиями в отношении того, есть ли сознание у Земли, звезд или галактик, и все они сходятся в том, что люди обладают сознанием и, посредством этого сознания, способностью созидать чрезвычайно особыми способами. На наиболее базовом уровне мы творим тем, что «даем имя», силой языка предопределяя мысль.

Способы, какими мы упорядочиваем жизненный опыт: звучанием, словами, образами – создают смысл в наших мирах. Психологи давно поняли, что развитие людей часто ограничивается их видением жизни тем способом, который был усвоен первоначально. Если, например, человека в детстве избивали, то он будет видеть в других потенциальных агрессоров, а себя жертвой. Он может не обращать внимания на все, что не вписывается в этот базовый шаблон. Более того, его действия могут бесконечно продлевать существование этой структуры сюжета, и он снова и снова будет обнаруживать себя жертвой дурного обращения.

Транзактный анализ называет это сценарием и помогает людям освободиться от ограничивающего сценария. Терапевты всех направлений трудятся, чтобы помочь людям улучшить свою способность видеть мир с разных сторон.

Сила наделения именем велика. Однажды, когда я была преподавателем университета, я попросила трех студенток переделать важный реферат. Первая тотчас же попала в состояние жертвы, исполнилась жалости к себе и посетовала, что с ней всегда такое случается. Вторая незамедлительно переключилась в режим Воина, планируя кампанию по преодолению этого препятствия. Третья студентка (Невинный), казалось, совершенно не понимала, в чем проблема с ее работой, но переделала ее, чтобы мне угодить. Все три женщины казались обусловленными их архетипическими историями.

Этот опыт озадачил меня и стал значительной движущей силой в моей работе с архетипами, поскольку я осознала, в какой величайшей степени наше восприятие жизни не является следствием того, что происходит с нами. Восприятие есть следствие нашей интерпретации происходящего и, как следствие, наших действий. Как ни странно, и студентка, отреагировавшая отрицанием, и студентка, мобилизовавшая свои войска, преуспели больше, чем та, которая увидела себя жертвой.

Осознавание может помочь нам выйти из предписанных историй, чтобы, по меньшей мере, частично, мы могли писать свои собственные истории. Наше творческое воображение прошло инициацию сильным стремлением, болью и любовью и потому способно создавать образы реальных задач в мире. Если наше Эго сильно, мы можем применять его навыки и контроль для удержания энергии на самом высоком уровне развития каждого освоенного архетипа и помогать нашим образам стать реальностью. С поддержкой Эго мы можем наполнить образ творческого воображения, вообразить, как мы можем реализовать наш потенциал в условиях своей жизни. Если недостаточно развита Душа, то не будет образа. Если недостаточно развито Эго, образ не будет воплощен в жизнь, разве что чрезвычайными синхронистичными событиями.

Пробужденный Творец

Когда архетип Творца активно проявлен в нашей жизни, мы осознаем направление своей судьбы и ответственность по созданию своего образа жизни и дальнейшему претворению этого образа в реальность. Мы можем ощущать, что если не сделаем этого, то потеряем свою Душу. Это определенно ощущается как ситуация «сделай или умри», только здесь угроза смерти не физической, но смерти Души.

Творец выталкивает нас из фальшивых, чужих ролей в проявление своей подлинной природы. Когда этот архетип активен, человек охвачен потребностью созидать свою жизнь, как художник охвачен потребностью рисовать, а поэт – потребностью писать. Как величайшие поэты и художники готовы отказаться от денег, власти и статуса, лишь бы творить, когда Творец в силе в нашей жизни, мы буквально ощущаем давление к решению, как минимум, быть собой, даже если это будет означать, что мы умрем в забвении, бедности и одиночестве. Обычно, конечно же, люди, начинающие действовать из Самости, не платят такую цену. И все же единственный способ быть верным самому себе заключается в познании своей готовности к этому выбору, независимо от его цены.
Ключевым для архетипа Творца является еще и наличие ощущения, что в ваших клетках есть секретный код, шифр того, что вы должны сделать, того, что является ведущей причиной вашего бытия на земле. Причиной может быть особое призвание, вклад в жизнь общества, любимый человек или близкие люди, особого рода исцеление, мощнейший выученный урок. И одновременно эта причина всегда касается вашей эволюции, вашего последовательного развития.

У каждого из нас свой кусочек паззла в решении величайших мировых проблем и созидании более человечного и красивого мира. Мы узнаем свою партию тем, что, когда ее выполняем, чувствуем себя глубоко верными своей природе, чувствуем себя на своем месте. Мы узнаем ее через то, что любим и благодаря чему чувствуем себя наполненными. Мы узнаем ее как то, за что мы крепко держимся, когда все вокруг, а иногда и в нас самих разваливается на куски.

Если бы каждый, кто любит создавать красоту, творил ее, мы бы жили в прекраснейшем мире. Если бы каждый, кто любит чистоту и порядок, наводил порядок, мы бы жили в чистом и упорядоченном мире. Если бы каждый, кто страстно стремится исцелять больных, творил исцеление, мы бы жили в более здоровом мире. Если бы каждый, кого заботит проблема мирового голода, поделился бы своими творческими идеями и предпринял бы действия для облегчения этой проблемы, все люди были бы сыты.

Если бы мы могли усвоить, что мудрость Души, зашифрованная в каждом из нас, всегда права, что наши исполненные любви устремления к действиям и есть то, что мы должны делать, вместе мы бы занимались совместным созиданием лучшего мира. Но это не означает, что ваш сознательный ум знает ответ. Немногим из нас дана карта. В той мере, в которой мы ежеминутно доверяем своим процессам, делая при этом то, что видим верным и честным, мы вырастаем в того, кем мы можем быть.

Боги, богини и процесс созидания

Мировые религиозные традиции изобилуют образами богов и богинь как Творцов. Первым образом Творца была древняя Богиня, которая виделась как дающая рождение вселенной. Во всех частях света древнейшие священные искусства чествовали женскую способность давать жизнь, не только детям, но и искусству, литературе, изобретениям, в самом деле, вселенной. Древние цивилизации почитали женское за способность создавать молоко и вскармливать, кровоточить во время менструации и не умирать.

Сын и возлюбленный Богини также почитался как божество, и c ним проявлялся образ детородной божественной пары. Образ божественной пары, создающей жизнь через экстатическое соитие, подчеркивает экстатическую, радостную и наслаждающую природу жизни и процесса творения. В этом смысле процесс творения – это секс в его наилучшем виде: полный радости, любви и взаимного удовольствия. Представьте себе жизнь в культуре, в которой такой образ лежит в основе понимания природы жизни!

Позже сотворение вселенной стало рассматриваться не как природный, физический процесс рождения ребенка из материнского чрева или проистекающий из благодатного единения божественной пары, но как ментальный процесс. Яхве, Бог Отец из Торы, он же Иегова христианского Ветхого Завета, создал мир магией языка, сказав: «Да будет свет». Эта сила Слова, Логоса, созидать посредством силы речи и понимания. Схожим образом, Зевс породил Афину из своей головы.

Если у каждого есть внутренний бог, что это за бог? Если бог созидает через процесс, схожий с рождением, то тогда он начинает с любви и удовольствия и отпускает контроль над процессом, когда случается зачатие, до тех пор, пока ребенок не рожден. Этот взгляд дает возможности для интенсивного опыта и ощущений, но не для контроля. Если внутренний бог распят или растерзан, как Христос или Дионис, процесс творения будет преисполнен страданиями до момента возрождения и освобождения, когда новая реальность будет создана. Если внутренний бог – Король и Отец, творящий по приказу ума, процесс творчества пронизан контролем, но в нем мало страсти.

Если в каждом из нас есть бог или богиня, полезно представлять его или ее образ, чтобы находить адекватное внутренней священной сути проявление во внешнем мире. Мы можем также получить большую ясность и понимание своего процесса созидания или рождения жизни через изучение людей творчества и того, как они понимали процесс созидания.

Жизнь как форма искусства

В романе «Портрет художника в юности» Джеймс Джойс изображает художника Богом, возвышающимся над суетой событий, полностью контролирующим, незаинтересованным, «подстригающим ногти». С другой стороны, Элис Уокер описывает, как появились Сили и Шик, главные героини романа «Цвет пурпурный», и попросили ее написать их историю. Ее рассказ переполнен эмоциями по мере того, как она с большими усилиями дает рождение роману, достоверно описывающему истории девушек.

Когда мы создаем свою жизнь, мы можем брать уроки и у классического искусства, придающего особое значение навыку и контролю, и у романтического искусства, акцентирующего внимание на вдохновении и страсти. Как и с созиданием, проживание опыта Музы есть действие творческого воображения. Без Музы способность к творчеству не возникает. Есть периоды засухи, когда какими бы умелыми и деятельными мы бы ни были (сейчас или в прошлом), мы не можем создать ничего ценного.

С другой стороны, хоть встреча с Музой и может подарить вдохновение, мастерство исполнения может быть неустойчивым и дисциплинарно рваным. Провозглашаемые классической традицией навыки и контроль, дистанция принципиально важны для мастерского исполнения. Процесс творения великого искусства почти всегда является супружеством тяжелого труда и встречи с Музой. В идеале мы начинаем созидательный проект принимающим воображением, но завершаем его применением творческих навыков, направленных на достижение формального контроля.

Так же и с жизнью. Эго упорно трудится, чтобы овладеть ремеслом жизни. Когда мы входим в тайны Души и стремимся, любим, теряем, мы открываемся благодати, Музе, вдохновению. Результатом синергии вдохновения и навыка становится жизнь, проживаемая как величайшее искусство.

И артисты, и мистики учатся думать как дети, чтобы обладать, как говорят буддисты, «разумом новичка»: ограничивать или упразднять предубеждения о реальности, которые блокируют способности к созиданию. Дети преисполнены естественного и спонтанного творчества. Будучи взрослыми, мы не изобретательны только потому, что наши способности к созиданию были заблокированы. Мы слишком сосредоточены на прошлом или будущем, чтобы быть полностью открытыми и спонтанными в настоящем. И чтобы открыться, мы должны получить обратно то, что для нас по-детски естественно.

Некоторые люди созидают свою жизнь спонтанно, точно как дети безостановочно рисуют, и эта детская спонтанность и открытость опыту находит отражение во всяком их творении. Какими живыми могли бы мы быть, если бы могли изобретательно и по-новому реагировать на всякий новый жизненный опыт. И все же величайшее искусство требует зрелости, навыков и мудрости.

Процесс у других людей соединяет контроль и спонтанность. Они располагают некой общей идеей направления, в котором они движутся, но многие детали проявляются по мере того, как бессознательный творческий процесс заполняет собой более сознательный. Скульпторы часто говорят о своем искусстве как о процессе освобождения видимой им фигуры, заточенной в дереве или камне. Психологи, терапевты, учителя, священники часто видят свою работу как раскрытие преданных забвению Души или потенциала человека, и первый проблеск того, чему может служить этот потенциал, нередко служит ключом к будущим интервенциям.
Способность увидеть и дать имя этому потенциалу в себе или другом – первое действие освобождения. Только когда мы начинаем раскрывать, кто мы есть, под беззащитностью и величием, под закоренелыми привычками и жестким соответствием требованиям среды, за пределами нашего обличия и персоны, у нас может появиться какая-то уверенность, что наши действия помогают расширять индивидуальной, коллективной и мировой Душе расширяться, а не иссыхать. И тогда, во вторую очередь, мы постигаем техники того, как жить и работать в своем духе и благодати, чтобы эффективно способствовать большему благу.

Есть созидающие люди, направляющие фокус своего внимания на процесс научного изобретения. Для них наиболее важна третья, эмпирическая стадия (которая, впрочем, должна быть частью всех творческих попыток). У них есть образ, и они начинают экспериментировать с тем, что произойдет, если они будут действовать в соответствии с этим образом. После они анализируют полученные по результатам эксперимента данные и корректируют образ в соответствии с ними. Круг эмпирической обратной связи важен как для жизни отдельного человека, так и для ученых, изобретателей и математиков, поскольку если вы действуете, а результаты отличаются от ваших предположений, вам, вероятно, захочется пересмотреть гипотезы и скорректировать образ.

И хотя в своем стремлении к созиданию и проживанию прекрасной жизни мы не можем оставить Эго, мы должны покинуть его высокомерие и поверхностность. Творческий процесс сам по себе может быть процессом открытия, обнаружения. Такой процесс оставляет позади все вопросы Эго, даже устремления к вечности и бессмертию, поскольку Самость живет в соединении со вселенной. Наши творения неотделимы от нас. Созиданием мы проявляем свою природу, способы познания своей природы, мыслей, познаний. Мы творим через наслаждение и любовь к тому, что нас окружает, и к самому акту проявления творческих способностей.
Потому созидание жизни заключается не в созидании продукта, но в наслаждении процессом. И чтобы принести состояние величайшей радости, этот процесс не обязательно должен быть завершен сотворением чудесной жизни, способствующей всеобщему благу. Радость приходит от самого процесса.

Танец Эго и Души

Величайшее искусство учит нас тому, каково это, когда мы творим свою жизнь из истины своей Души, через процесс, в котором Душа и Эго в гармоничном единении, как два танцора в идеальном согласии или как две энергии в теле одного танцора, соединяющиеся в красивом, артистичном представлении. Усилия по созиданию не обязательно должны ощущаться как работа или борьба, они могут ощущаться как танец.

Опасно созидать только из Души, поскольку она известна своей нечувствительностью к потребностям тела и будет держать нас в процессе созидания, работы или танца, пока тело не уйдет в отключку. Эго должно быть активно, чтобы позаботиться о здоровье организма. Всякий, кто смотрел фильм «Амадей» (Amadeus), будет помнить яркую и полную боли сцену смерти Моцарта: он с величайшими усилиями завершает «Реквием» и после умирает. Моцарт, по меньшей мере, как показано в фильме, творил из Души красивейшую музыку, когда-либо написанную. Но ему не хватило мудрости Эго, чтобы понять, как управиться со здоровьем и финансами, и силы Эго, чтобы противостоять давлению, не писать музыку и дать себе время оправиться от серьезной болезни. И так он умер молодым, лишив себя длинной и полной жизни, а мира – музыки, которую он мог бы еще создать.

Схожим образом у многих из нас сегодня имеется столько величайших идей о том, что мы можем сотворить, создать или приобрести, что мы можем перегореть, нас обескураживает невероятная сложность жизни. Вместо выдумывания себе нового занятия, мы должны воспользоваться своим здравым смыслом, чтобы сократить их число и делать меньше.

Метафора созидания как танца помогает увидеть, как сильно созидание жизни зависит от способности заботиться о своем теле, разуме и сердце. Без здорового сильного тела танцор не сможет танцевать в полную силу. Лучший танец – тот, когда танцовщик чувствует, что не он танцует, а будто им танцуют. Танец или музыка Души захватывают, но тело или Эго настолько тренированы и искусны, что становится возможным танцевать, не сбиваясь с ритма и не истощаясь до предела. С благополучно соединенными Эго и Душой творческие способности проявляются не как страдание, приводящее игнорированию потребностей тела в пользу зову Души созидать жизнь или произведения искусства, но как, выражаясь словами Уильяма Батлера Йейтса, «цветение» живого существа.

С обретенным опытом радости мастерства мы готовы вернуться из путешествия, принести с собой сокровища и содействовать трансформации королевства. Это действие требует от нас понимания, что каждый из нас является Правителем своей собственной жизни.

УРОВНИ ТВОРЦА

Тень: создание негативных обстоятельств, ограниченных возможностей; одержимость в творении, трудоголизм;
Зов: мечты, фантазии, образы или вспышки вдохновения;
Уровень 1: открыться к получению видений, образов, интуиции, вдохновения;
Уровень 2: позволить себе узнать, что вы действительно хотите иметь, делать или творить;
Уровень 3: творческие эксперименты по созданию того, что вы вообразите – позволить себе разрешить своим мечтам осуществиться.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: vizitka@nadezhdakosenkova.ru
Соцсети: Facebook | Instagram | Telegram
DONATE бесплатных продуктов от «KoseNKova & K๏»
Made on
Tilda