Даже если наш сознательный ум соединен с бессознательным, даже если мы верны своей природе, большинство из нас все еще ограничено соответствием нормам, будь то социальным скрепам общества или законам природы. Если мы не отправились в свое путешествие, не развили сильное Эго и не соединились со своей Душой, то мы не можем творить осознанно. Мы получаем жизненный опыт в созданных ранее условиях, потому мы чувствуем себя продуктом среды и ее ограничений, а возможно, и действительно являемся им. И это теневой Творец, творящий без какого-либо понимания ответственности за то, что мы делаем.
Не всякое бессилие является следствием теневого Творца. Иногда мы обоснованно чувствуем, что не контролируем происходящее с нами: например, в случае репрессивной или дискриминирующей социальной системы или в дисфункциональной семье. И хотя, возможно, вы сами создали свой опыт тюремного заключения, если нарушили закон, это вовсе не означает, что вы создали текущую реальность тюремной системы! Многое в наших жизнях является коллективным, а не индивидуальным творением.
Даже если основы отдельной человеческой жизни уже даны, есть уникальный способ, которым осознающий человек может собрать эту жизнь воедино. В девятнадцатом веке люди рассуждали о том, что наша жизнь предопределена не столько с точки зрения ограничения средой, сколько своей фаталистичностью. Как бы то ни было, обе парадигмы описывают с разных сторон одно: баланс между тем, чтобы творить, и тем, чтобы быть сотворенным.
За пределами саморазвития
Вне зависимости от того, являемся мы или нет абсолютными Творцами своей жизни, каждый из нас отвечает за то, в какой степени максимизирована сила, которой мы располагаем. Эта сила, несомненно, различна в зависимости от социальных и экономических обстоятельств и от уровня психологического и духовного развития каждого из нас.
Способности к созиданию являются основой качественной жизни. Мы все творим свою жизнь тем, что делаем выбор из доступных нам способов жизни, и не важно, насколько очерчен круг вариантов этого выбора. Мы можем ощущать, что наш выбор свободен, и мы его контролируем, а можем ощущать так, будто выбор заявил на нас свое законное право, и теперь живет через нас. Как бы то ни было, мы действительно создаем свою жизнь посредством тех способов, которыми мы ее живем.
Именно творческое воображение помогает нам найти смысл и красоту в своей жизни. Вот почему Джеймс Хиллман говорит: «Мертвы мы или живы – понять можно только по состоянию своей Души». Отверженность и уныние, так превалирующие в современной жизни, не являются гарантированным следствием внешней реальности, но определенно отражением недостаточного развития наших способностей к творческому воображению.
Задача творческого воображения – интерпретировать мир вокруг как искусство. Работы величайших изобразительных и литературных гениев показывают нам, как возможно видеть даже самые ужасные аспекты человеческой жизни и находить в них красоту и смысл. Софоклу удавалось проделывать это с инцестом и отцеубийством!
Такие трансформирующие метафоры помогают нам увидеть красоту и смысл всякой жизни, и своей, и другой. Например, архетипические психологи могут содействовать этому процессу через нахождение мифа, архетипа, бога или богини, которые помогут наполнить осознанием жизненный опыт, пусть даже и болезненный. Часто наши друзья, способные умело поддержать уверенность в наших силах, помогают нам тем, что видят значимость и ценность не только наших достижений, но и исканий (даже когда мы оступаемся). Художник в каждом из нас видит находящуюся в глубине «истину», или Самость, и открывает эту истину нам. Эта фундаментальная истина человеческой природы всегда красива, осмысленна и приводит в движение живое.
Творить жизнь – значит почитать свой жизненный опыт, честно, без отрицания, видеть его годным и ценным. Это значит принять свою жизнь, свое тело и ум как правильные и подходящие для себя. И даже принять свои болезни и вредные привычки как правильные (хотя в этом случае, возможно, сам процесс их преодоления поможет вам выучить нужные для вашей жизни уроки). Это значит прийти к узнаванию формы именно вашей своей красоты, будь то красота вашего тела, разума или характера.
По иронии, в нашей культуре довольно сложно чувствовать свои чувства и думать свои мысли и при этом и не беспокоиться о том, как «предполагается» чувствовать или думать в этом случае. Непросто живется в культуре Воина/Искателя, в которой мы окружены схемами по саморазвитию, разработанными, чтобы помочь нам жить в соответствии с теми или иными стандартами. Большинство из нас научилось оценивать каждое свое действие или мысль. Хорошо или плохо? Достаточно мужественно или достаточно женственно? Что подумают другие? Простое бытие собой может ощущаться как ломка всех правил и норм и включать одновременно и состояние свободы, и смутный страх наказания. Когда архетип Творца только начинает проявляться в нашей жизни, состояние ликования перемежается с парализующим страхом.
Когда мы Невинные, закономерно, что мы учимся вписываться в существующий мир, начиная с семьи и продолжая учебой, работой, локальным сообществом. Мы вступаем в предопределенные роли и в значительной мере определяем себя посредством этих ролей.
Перерождение Души переводит нас на другие рельсы, где мы начинаем позволять себе быть честными и аутентичными, где бы мы ни находились. И этот процесс всегда несет в себе боль, в той или иной мере. Когда мы позволяем своей истинной Самости проявиться на свет дня после длительной инкубации, большой мир может нас испугать, и мы можем испугать его! Остальной мир привык иметь дело с Эго и может быть весьма сбит с толку этим новым существом, заявившимся и заявляющим, что у него есть своя голова на плечах, в особенности потому, что многие из нас не слишком умелы в предъявлении своих желаний в мир.
Требуется настоящая смелость, чтобы стать со-творцом мира, в котором мы живем. Это не смелость Воина, который чаще выскакивает вооруженным до зубов. Это смелость быть уязвимым, открытым, безоружным, собой, не Невинным, но существом, полностью осознающим, кто он есть и что он делает.
Нередко история заканчивается тем, что герой счастливо любим миром и вместе с тем остается верным самому себе, но только после того, как он проявил смелость и творческое воображение и мастерски подкрутил мир так, чтобы тот ему подходил. Генри Торо в своем эссе «О долге гражданского неповиновения» рассуждал о нашей ответственности не только голосовать на выборах, но и отдавать свой голос целиком, то есть голосовать за мир, в котором мы хотим жить, своим способом жизни. Именно так мир и создается: совокупным эффектом всех решений, больших и малых, которые каждый из нас совершает в своем свободном движении по полю жизни.