Вильям Перри (William Perry) предложил 9-уровневую модель когнитивного развития студентов высших учебных заведений, и эта модель описывает развитие Мудреца. Первые две стадии – версии того, что Перри называет «дуализмом». Мы хотим найти истину с большой буквы «И», и мы верим в то, что это возможно. Предполагая дуалистичность вселенной, где одни ответы верные, а другие ошибочны, мы верим в то, что истина – в руках авторитетных источников, и нещадно их осуждаем, когда истины у них не оказывается или когда они не делятся ею с нами.
Если мы продолжим поиски истины, то в определенный момент обнаружим, что эксперты не всегда согласны друг с другом. Мы можем усвоить это, когда учимся, благодаря средствам массовой информации или когда ссорятся мама и папа, но рано или поздно большинство из нас получит это сообщение. И тогда мы хотим, чтобы авторитеты научили нас правильному процессу обнаружения истины, чтобы мы сами смогли отсортировать, чья истина правильна.
Проходит немного времени, и наступает крушение иллюзий. Это изгнание из рая в версии Мудреца. Мы начинаем понимать, что если эксперты не соглашаются, то, возможно, и вовсе не существует абсолютной истины. На третьей и четвертой стадиях модели Перри (версии «множественности») мы можем решить, что правда одного столь же пригодна, как и правда другого, или можем попросту выяснять, как давать авторитетам ответ, который они хотят.
Если наше рвение весьма велико, то мы можем найти некую «новую истину» и догматично ей следовать до тех пор, пока вера и в нее не будет подорвана. Например, молодые люди, потерявшие религиозную веру в результате того, что столкнулись с множественностью истины, могут открыть для себя политическую философию и держаться ее так же догматично, как и религиозных убеждений ранее. И все же рано или поздно и эта вера будет сломлена.
Если мы продолжаем расти, то в определенный момент получаем опыт подлинной революции мышления, когда понимаем, что в действительности не существует никаких абсолютов. Сложность этого понимания сопоставима с тем, сколь немногие из нас способны отпустить веру в то, что есть только одна Истина. Если мы действительно откажемся от поисков высшей истины, мы придем к принятию того факта, что всякое знание контекстуально относительно. И хотя нет абсолютно правильных ответов и даже абсолютно правильных процессов, на пятой стадии Перри мы начинаем видеть, что некоторые ответы и процессы лучше других. И есть способы оценить, чем именно одни лучше относительно не истины с большой буквы «И», но текущего контекста.
На данном этапе мы понимаем, что представитель другой культуры имеет равное право видеть мир с другой точки обзора. Мы учимся оценивать литературные произведения с учетом намерения автора, жанра, культурного контекста, цели и так далее, а не просто с учетом «высочайших норм» «великой литературы». Мы осознаем, что многие религии предлагают духовные истины, и мы разрабатываем свои способы, чтобы распознать, что более или менее истинно для нас.
На последних уровнях модели Перри, с шестого по девятый, мы сталкиваемся с проблемой того, чтобы взять длящееся обязательство ('commitment' – см. главу про Любящего) с учетом изменчивости контекста. На шестом уровне мы понимаем, что нашим ориентиром в постоянно меняющемся контексте может стать выбранное личное обязательство. В этот момент мы видим необходимость выбора направления обучения, работы, напарника или даже духовного пути без того, чтобы непременно верить, что наша учеба или работа – «самые лучшие», напарник – идеальный «космический» партнер, духовный путь – «правильный», в то время как все остальное «ошибочно». Взять длящееся обязательства с учетом изменчивости контекста – значит сделать выбор потому, что он правильный для себя, без допущения, что он будет правильным для кого бы то ни было другого. И тем самым вы способны поддержать другого, когда тот берет на себя обязательства, отличные от вашего.
На седьмом уровне мы берем на себя первоначальное обязательство, на восьмом уровне начинаем проживать, что значит – быть преданным своему выбору. Иными словами, мы выясняем, каково это, учиться или работать в этой области, быть связанным с этим человеком или осваивать этот духовный путь. Разумеется, в этот момент мы можем пересмотреть свой выбор и попробовать другие опции в течение какого-то времени. Но в конечном итоге мы принимаем на себя твердое обязательство (девятый уровень) и сверх того понимаем, что именно акт выборы длящегося обязательства – в постоянно меняющемся контексте – и позволяет нам проявлять себя в мире.
Финальная стадия
Я полагаю, существует и финальная стадия, которая не возникла в исследовании Перри, частично потому, что она находится вне учебных задач студенческого периода. Эта стадия – возвращение к поиску Абсолюта в духовном и мистическом аспекте. Юнг говорит о том, что это задача второй половины жизни, а не юности. И опять же, есть уровни истины. Поиск вечных и универсальных законов отличается от наивного поиска «Истины», поскольку зрелый ищущий обладает мощным пониманием сложности познания чего-либо, выходящего за пределы ограниченности своим жизненным опытом. На этой стадии мы учимся у величайших Мудрецов и гуру различных традиций.
Духовный путь суфизма, к примеру, почти полностью построен на том, чтобы помогать людям в понимании, что высшая истина не обязательно «далека и сложна». Она лишь кажется такой, поскольку люди слепы в своих заранее заготовленных рассуждениях о реальности.
Суфии учат нас, что понимание относительности знания есть высочайшая задача рационального интеллекта. Но есть и следующий шаг, за пределами рациональности. Для понимания высшей истины необходимо отделиться от своих мыслей и чувств и наблюдать за ними, не привязываясь. Это состояние непривязанности позволяет нам познать, что мы не есть наши заранее заготовленные мысли (какими бы глубокими они ни были) и что мы не есть наши эмоции (какими бы прекрасными они ни были). В этом состоянии непривязанности у нас нет потребности в том, чтобы вселенная была устроена каким-то определенным образом, и это позволяет нам пережить опыт великой истины. И следует также отметить, что суфийская традиция говорят о том, что «истина» может быть только познаваема опытом, но не может быть измерена или классифицирована.
Идрис Шах (Idries Shah) объясняет, что интеллект – это «в действительности последовательность идей, которые поочередно захватывают ваше сознание». Следовательно, одного интеллекта недостаточно, как и недостаточно только эмоций, поскольку они неизбежно привязаны к определенному настроению или результатам. В суфийской традиции, продолжает Шах, есть уровень за пределами мыслей и эмоций: «истинный интеллект… орган восприятия и познания, наличествующий в каждом человеческом существе». Этот истинный интеллект отвечает за мистические и высокие переживания, которые делают возможным на миг ощутить Единство с мирозданием. И именно это единство, постигаемое всяким духовным путем, и есть любовь, соединяющая нас со всем сущим.
И все же Мудрец учит нас, что мы не достигнем этого мистического ощущения единства или высшей добродетели любви, если откажемся от мышления и рациональности. Действительно, сначала мы должны развить и разум, и сердце до высочайшего возможного уровня: научиться понимать относительность истины интеллектуально и сердцем так, чтобы мы могли отпустить разум и сердце и сохранять внутреннее безмолвие, открывшись постижению новой реальности. Парадоксально, но этого не произойдет до тех пор, пока мы полностью не осознаем, что невозможно знать хоть что-то наверняка. Каждый из нас погряз в своей субъективности во вселенной относительной реальности. И с этим осознанием мы сможем перестать трудиться, чтобы познать, но сможем позволить истине войти в нашу жизнь как дар.
В определенный момент Мудрец перестает искать знание и получает мудрость, которая, конечно, и есть смысл пути Мудреца. И в дальнейшем Мудрец будет учить нас, что мы никогда не будем свободными, пока волевым усилием не освободимся от своих иллюзий и привязанностей и не станем искать соединения своей воли с истиной. Мудрец ищет, как углубить свое понимание того, чем может быть истина, и никогда не борется против познанной истины.
Эта мудрость иллюстрируется в книге Джона Хейдера (John Heider) «Дао лидера» (The Tao of Leadership), где внимание переводится от борьбы, действий и даже трансформации в пользу простого движения к тому, чтобы понять и жить на связи с истиной во всякой ситуации. Эта мудрость иллюстрируется и современными учениями о ментальном и эмоциональном здоровье, где придается особое значение тому, чтобы отпустить притворство и в каждый момент времени быть предельно искренним в отношении своих надежд, страхов, уязвимости и ран. Пока мы носим маски и пытаемся казаться больше, чем есть, нам не обрести мудрости.
Сложность для Мудреца заключается не столько в доступности высшей истины, сколько в своей способности впустить эту истину в себя. Если камера некачественная, то снимок даже самого прекрасного заката не удастся. Точно так же если мы не разовьем свой ум и свое сердце, если мы не откроем свою душу, то мы никогда не постигнем высшую реальность, пусть даже она и здесь, только руку протяни. Вот почему Сократ велел нам «познать себя». Если мы не понимаем фильтр, через который приходит истина, то у нас не будет ни одной зацепки о том, как мы искажаем эту истину своим субъективным, неисследованным видением.
Мы нужны друг другу, поскольку в одиночку мы только можем получать опыт субъективного восприятия вселенной. Когда архетип Воина активен в жизни, мы можем вступать в дебаты, ожесточенно спорить и даже идти с войной на то, что отличается от нашей правды. Когда Мудрец доминирует в жизни, мы сможем распознать, что нам нужно слушать друг друга, и только так мы сможем собрать части относительных истин воедино.
Сверх того, мы знаем, что проживание опыта постижения истины в дополнение к опыту, доступному нам благодаря пяти основным органам чувств – это дар. Мы не можем заставить себя получить эту истину, но мы можем тонко настраивать доступные нам инструменты сознания, сердца и Души и после смиренно ожидать чуда. Величайшие Мудрецы знают, что только посредством чуда можем мы получить опыт переживания высшей реальности или даже опыт восприятия новой идеи.