01 ноября 2019
№3
Архетипический подход к систематизации потребностей личности
автор текста: С. Ю. Поройков.
Дуня
Основной потребностью ряда действующих персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» (Царица), повести «Станционный смотритель» (Дуня), драм «Моцарт и Сальери» (Сальери) и «Отелло» (Яго) является желание иметь высокий статус. Указанная потребность неоднократно отмечалась исследователями в сфере мотивации личности, в частности, А. Маслоу, В.А. Иванниковым, Е.П. Ильиным. Так, главной потребностью Царицы является желание иметь статус первой красавицы - быть «всех милее» и «краше». Сальери стремится достигнуть в музыке «степени высокой». Дочь станционного смотрителя Дуня убегает от отца, тем самым, выбираясь из глуши в столицу и живя там «как барыня». Герой шекспировского «Отелло» поручик Яго стремится стать лейтенантом: «Это пост, которого … я достоин» - убежден он, и ради этой должности Яго интригует против своего начальства - Кассио и Отелло.
Все основные действующие лица «Сказки о мертвой царевне…»: Царица, Царевна, семь богатырей, королевич Елисей - высокостатусные лица. Действующие лица трагедии «Моцарт и Сальери» - непревзойденный гений музыки Моцарт и "достигнувший степени высокой» Сальери. С определения статуса главного действующего героя Самсона Вырина – «сущего мученика четырнадцатого класса» начинается повесть «Станционный смотритель». Мавр «царской крови» Отелло за верную службу получает генеральский чин.
Героями названных произведений также движет потребность в признании
Королевич Елисей
обращаясь к солнцу, месяцу и ветру признает их значимость: «Свет наш солнышко … всех нас видишь под собой»; «Месяц, месяц, мой дружок…. звезды смотрят на тебя»; «Ветер, ветер, ты могуч … не боишься никого кроме Бога одного».
Сальери, получив признание, «наслаждался … успехом, славой». Также Моцарту приятно признание слепого скрипача, играющего в трактире его мелодию. Станционный смотритель требует от гусара Минского признания своих отцовских прав и получает запоздалое признание от своей дочери, заехавшей его навестить. Отелло рассчитывает на признание своих «заслуг перед синьорией»: «Меня оправдывают имя, званье» - говорит он, столкнувшись с наветами. Оклеветанная Яго Дездемона стремится к признанию Отелло своей невинности: «Что я себе позволила такого, чтоб так меня жестоко оскорблять?» - вопрошает она.
Для героев названных произведений также свойственно испытывать доверие к людям (базисная потребность по Э. Эриксону). Царевна доверилась не только семи богатырям, но и стремящимся ее погубить Чернавке и «нищей чернице». Моцарт доверчиво разделяет трапезу с коварным Сальери. Станционный смотритель и его дочь поверили обману заезжего гусара Минского. «Я в ней уверен как в самом себе» - говорит Отелло о Дездемоне. Прося за Кассио, Дездемона рекомендует его Отелло: «Вернейший из твоих друзей». «Надеюсь, ты в меня, как прежде, веришь?» - вопрошает Отелло оклеветанная Дездемона.
Потребности в статусе, признании, доверии соответствуют «стремлению завоевать признание, почет», корреспондирующемуся по Додонову с глорическими эмоциями (от лат. gloria - слава) и на этом основании могут быть отнесены к глорическому типу.
Потребность в понимании смысла
Ряду героев названных произведений (семь богатырей, Моцарт, Самсон Вырин, Дож) свойственна потребность в понимании смысла (см. потребность в поисках смысла).
Семь богатырей, выслушав не званную гостью, «вмиг по речи … спознали, что царевну принимали». Моцарт пытается угадать смысл прихода незнакомца – «черного человека»: «Всю ночь я думал: кто бы это был? И что ему во мне?» Разгадав обман Минского Вырин решает вернуть дочь: «Авось приведу домой заблудшую овечку мою» - так расценивает он смысл поступка дочери. Рассмотрев по существу выдвинутые Брабанцио обвинения против Отелло, Дож справедливо замечает: «Это голословно … для обвиненья не вижу данных» - выносит он свой вердикт.
С аналогичных позиций могут быть рассмотрены и другие произведения Пушкина и Шекспира. Так, например, потребность в понимании смысла свойственна героям «Сказки о Попе и работнике его Балде» (Балда), повести «Гробовщик» (Юрко) драмы «Русалка» (дочь Мельника), комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» (Бирон). Героям этих произведений также свойственны исследовательская (Поп; Мельник; Адриан Прохоров; Французская принцесса), познавательская (Попадья; Шульц; Князь; король Наварры) потребность, а также потребность в понимании (Балда; дочь Мельника; Юрко; Бирон).
Названная группа когнитивных потребностей, корреспондирующихся со «стремлением нечто понять, проникнуть в сущность явления», соответствует гностическому типу (от лат. gnosis - знание) [3, с. 310].
Сказки о медведихе
Героям «Сказки о медведихе», повести «История села Горюхина», трагедии «Сцена из рыцарских времен» (все перечисленные произведения Пушкиным не были закончены), а также героям шекспировской трагедии «Макбет» свойственны потребности в безопасности (Медвежата; жители села Горюхина; Карл; Банко), самоутверждении (Мужик; Приказчик; Мартын; леди Макбет), уважении (звери; автор "Истории …"; Франц, Макбет, Дункан) и власти (Медведь; Приказчик; Ротенфельд; Макбет).
Названные потребности, соотносимые с «желанием добиться успеха», удовлетворенностью «результатами своего труда» могут быть отнесены к праксическому типу.

Героям «Сказки о рыбаке и рыбке», повести «Выстрел», трагедии «Скупой рыцарь», комедии «Венецианский купец» свойственны потребности в удовольствии (Старуха; Сильвио; Барон; Бассанио), комфорте (Старик; Граф; Герцог; Антонио), свободе, (Золотая рыбка; молодой Граф; Альбер; Порция), власти (Старуха; Сильвио; Барон; Дож, Шейлок).
Данная группа потребностей, корреспондирующихся со стремлением к «удовлетворению потребности в телесном и душевном комфорте» может быть отнесена к гедонистическому типу.
Сказка о золотом петушке
Героям «Сказки о золотом петушке», повести «Барышня-крестьянка», трагедий «Пир во время чумы» и «Король Лир» свойственны потребности в принадлежности (Додон; Настя; Молодой человек; Альбани), принятии (Шамаханская царица; Алексей; Мэри; Король Лир, король Франции) идентичности (Звездочет; Лиза; Вальсингам; Регала) и любви (Додон, Звездочет; Лиза и Алексей; Мэри и Вальсингам; Король Лир, Корделия).
Данная группа потребностей корреспондируется с «идентификационно-эмпатическим слиянием, отождествлением», в свою очередь определяемым как альтруизм. Названные потребности, соотносимые со стремлением сопереживать другим, испытывать любовь и участие относятся к альтруистическому типу.
Потребность в любви движет героями «Сказки о царе Салтане» (Салтаном, Гвидоном), повести «Метель» (Марьей Гавриловной и Бурминым), трагедии «Каменный гость» (Дон Гуаном и донной Анной), комедии Шекспира «Два веронца» (Протеем, Джулией). Героям названных произведений также свойственны потребности в заметности (Гвидон, Ткачиха, Повариха; Дон Гуан; Валентин), общении (Салтан, Гвидон; Донна Анна; Марья Гавриловна и Бурмин; Протей и Валентин) и привязанности (Царевна Лебедь; Донна Анна; Марья Гавриловна и Бурмин; Протей и Джулия).

Данные потребности, корреспондирующиеся с «»«потребностью в общении» могут быть отнесены к коммуникативному типу.
Рассмотренные произведения можно объединить в три группы в зависимости от выраженности у главных героев потребностей в любви, власти и поиске смысла.

При этом все указанные потребности свойственны основным героям таких произведений Пушкина как сказка Данные потребности, корреспондирующиеся с «»«потребностью в общении» могут быть отнесены к коммуникативному типу. «Жених», драм «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», а также героям шекспировского «Гамлета»: в любви (Наташа; Отрепьев; Фауст; Гамлет и Офелия), власти (Жених; Фауст; Годунов; Клавдий), поиске смысла (Наташа; Пимен; Фауст; Гамлет). В названных произведениях (относящихся к 1825 году) Пушкин обращается к седьмой теме, не вошедшей в рассмотренные выше циклы.
Основные действующие персонажи названных произведений (Наташа, Пимен, Годунов и Отрепьев, Фауст; Гамлет) предстают как яркие индивидуальности, самостоятельно выбирающие свои социальные роли, преодолевающие себя и свою судьбу.
Преодолевая встречающиеся на пути трудности эти герои достигают желаемого: Наташа – разоблачения Жениха; Пимен обретает душевный покой, Годунов и Отрепьев – царствование; Фауст обретает познание; Гамлет совершает отмщение за отца. Наличие потребности в самоактуализации является отличительным признаком всех названных героев. Так, например, Лаэрт говорит о Гамлете: «Рост жизни не в одном развитье мышц. … Растет служенье духа и ума».
Героям названных произведений (Наташа; Отрепьев; Фауст; Гамлет) также присущи потребности в самовыражении, игре, помощи, а также эстетические потребности.
Made on
Tilda