01 ноября 2019
№2
Архетипический подход к систематизации потребностей личности
автор текста: С. Ю. Поройков.
Архети́п от др.-греч. ἀρχέτυπον — первообраз
— в аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, структурный элемент коллективного бессознательного. Возвращение термина «архетип» в науку состоялось в первой половине XX века благодаря швейцарскому психиатру Карлу Густаву Юнгу.
Согласно общепринятому в психологии обобщенному определению, архетипы представляют собой первичные формы, определяющие жизнь психического. Помимо принятого в психологии значения архетипа, данная категория имеет определенное философское звучание. Само понятие «архетип» (греч. αρχη – начало, первопричина; τυπος – образ, форма) отражает представления о неком исходном типообразующем начале, «первообразе» по Юнгу. Определяя предмет архетипической психологии Дж. Хиллман отмечает: «Она представляет собой психологию, явно присутствующую в искусстве, культуре и истории идей. … Термин «архетипическая» принадлежит всей культуре, всем видам человеческой деятельности».
По Юнгу архетипы как «изначальные структуры» психической сферы имеют культурно-антропологический характер и широко представлены в мировой культуре. Подлинным выразителем психических архетипов Юнг считал фольклор, рассматривая мифологические и сказочные персонажи в качестве архетипических фигур.

В народном творчестве, равно как и в классических произведениях мировой литературы можно выделить характерные, повторяющиеся сюжетные линии и образы героев, которые можно считать архетипическими. Так, одним из свойств архетипов является их универсальность и неизменная воспроизводимость: «Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные … идеи» - пишет Юнг.
Пушкин
&
Шекспир
Одним из первых, кто последовательно структурировал архетипические сюжетные линии, традиционные как для народного творчества, так и для классических произведений, был А.С. Пушкин. Как известно, цикл пушкинских сказок является литературной обработкой известных сказок народов мира. Основной силой движущей героями пушкинских произведений является нужда (потребность) в чем-либо. В свою очередь, способ удовлетворения соответствующих потребностей является основным фактором, определяющим сценарии поведения персонажей. Сказки отобраны писателем таким образом, что их сюжетные линии не сводимы друг к другу. Также героям сказок свойственны определенные типы потребностей.
Заметим, что сходные сюжетные линии и психологические портреты персонажей прослеживаются и в комедиях и трагедиях Шекспира, которому Пушкин по его собственному признанию «подражал в составлении типов». В свою очередь, Шекспир заимствовал сюжетные линии целого ряда своих произведений в английских народных сказках, литературе эпохи Возрождения, у античных авторов: Овидия, Сенеки, Плутарха. Подсчитано, что Шекспиром заимствованы сюжеты тридцати четырех из тридцати семи созданных им драм. Указанное свидетельствует о традиционности избранных Шекспиром, равно как и Пушкиным сюжетов и образов героев. Являясь выразителями подлинно народных традиций, Пушкин и Шекспир создали произведения, получившие широкое признание и ставшие неотъемлемой частью мировой культуры.
Made on
Tilda