01 ноября 2019
№1
Архетипический подход к систематизации потребностей личности
автор текста: С. Ю. Поройков.
Архети́п от др.-греч. ἀρχέτυπον — первообраз
В аналитической психологии, основанной Карлом Юнгом, структурный элемент коллективного бессознательного. Возвращение термина «архетип» в науку состоялось в первой половине XX века благодаря швейцарскому психиатру Карлу Густаву Юнгу.
Аннотация:
Ключевые слова: потребность, иерархия потребностей, субъектный уровень, архетип, характерологический анализ.
В работе проведен анализ существующих подходов к систематизации потребностей человека. В качестве метода систематизации потребностей использован характерологический анализ архетипических персонажей мировой литературы, традиционных для народного творчества. На примере циклов произведений А. С. Пушкина и В. Шекспира показана возможность выделения основных типов потребностей персонажей, стремление к удовлетворению которых является основным фактором, определяющим сценарии поведения (роли) героев. На основе указанного подхода предложена классификация потребностей личности, в основе которой лежит принцип деления потребностей на виды и уровни.
Согласно обобщенному определению «потребность как предпосылка деятельности субъекта относится к индивидным свойствам, проявляющимся в активации и возбуждении … то есть в формально-динамических характеристиках деятельности человека».

Одним из отличительных свойств потребностей человека является их полиморфность, т.е. разнообразие видов. Так, например, в работе «Мотивация и личность» А. Маслоу приводит около сорока потребностей человека не считая физиологических. Порядка пятидесяти потребностей личности приводят Е.П. Ильин, В.А. Иванников.
Потребностно-мотивационная сфера традиционно рассматривается как неотъемлемая часть структуры личности. По А. Маслоу иерархические уровни потребностей являются центральной характеристикой личности. Маслоу делит потребности человека на «потребности нужды» (низший уровень) и «потребности роста» (высшие потребности). По данным Е.П. Ильина в отечественной психологии потребности чаще всего делят на три уровня: материальные, социальные и духовные потребности. Так, например, как отмечает Ильин, три группы потребностей индивида выделяет П.В. Симонов (витальные, социальные и идеальные), В.А. Крутецкий (естественные, социальные, духовные).
В.А. Иванников проводит систематизацию потребностей индивида, соотнося их с различными субъектными уровнями: природный субъект, социальный культурный субъект, нравственный субъект [4, с. 147]. В отечественной психологии рассматриваются соотносимые триады уровней организации личности, в частности: индивид, личность, индивидуальность по А.Г. Асмолову, три уровня личности (эгоцентрический, просоциальный, духовный) по Б.С. Братусю, три типа уровня личности (низший, средний, высший) по А.Ф. Лазурскому. Указанные триады соотносимы и с классической структурой личности по Фрейду: Ид, Эго Супер Эго.
А. Маслоу
Рассмотренный «вертикальный» подход к систематизации потребностей восходит своими истоками к принципу иерархичности потребностей по А. Маслоу.
Маслоу последовательно выделял такие уровни потребностей человека как физиологические, потребности в безопасности; принадлежности и любви; уважении; познании; эстетические потребности; потребность в самоактуализации. В то же время сам Маслоу не считал предложенную им иерархию потребностей универсальной, в частности, отмечая, что «есть люди, для которых, к примеру, самоуважение важнее чем любовь».
Маслоу указывал также, что для человека характерно наличие сразу нескольких уровней потребностей: «Реалистическим подходом к нашей иерархии будет установка на снижение процентной доли удовлетворения по мере того, как мы поднимаемся в соответствии с нашей иерархией, построенной по принципу доминирования».

Маслоу выделял не только иерархические уровни потребностей, но и подклассы потребностей внутри каждого уровня. Так, например, к одному подклассу он относил потребности приобрести «статус, … признание». К одной группе по Маслоу относятся потребности «в любви, привязанности и принадлежности». К базовым когнитивным потребностям Маслоу отнес «потребности знать и понимать», «поиски смысла». По видам разделяет потребности В.А. Иванников, отмечая при этом «вертикальность» потребностей – «наличие … того же вида потребности на каждом уровне».
В качестве одного из подходов к систематизации потребностей по видам может быть рассмотрена классификация, предложенная Б.И. Додоновым.
«Потребности корреспондентные эмоциям человека»
С учетом критерия сочетаемости и коррелятивности эмоций Додоновым выделены десять их типов, корреспондентных потребностям: глорический, гностический, праксический, гедонистический, альтруистический, коммуникативный и пр. типы.
При наличии полиморфности потребностей индивидов в настоящее время разработано значительное количество теоретических подходов к их описанию. По данным Е.П. Ильина только в зарубежной психологии разработано около пятидесяти теорий мотивации. Между тем, как отмечает Ильин, «недостатком этих теорий мотивации является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса». Зарубежные психологи, за исключением А. Маслоу, пишет Ильин, «не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление». В связи со значительным разнообразием потребностей при отсутствии четких оснований (критериев) отнесения их к какому-либо соответствующему виду или уровню проблема классификации потребностей до настоящего времени остается актуальной.
В качестве одного из подходов к систематизации потребностей может быть использован характерологический анализ персонажей мировой литературы, традиционных для народного творчества, которые могут считаться архетипическими. Следует отметить, что обращение к произведениям мировой литературы с целью приведения характерологического анализа действующих персонажей – достаточно типичное явление в психологии.

Так, например, как известно, с целью проведения психологического анализа акцентуированных личностей К. Леонгард провел характерологический анализ героев классических произведений Шекспира, Достоевского, Толстого, Гоголя, Бальзака, Гете и др., обращаясь к творчеству свыше тридцати писателей.
Made on
Tilda