Архетипический подход к систематизации потребностей личности
автор текста: С. Ю. Поройков.
А. Маслоу
рассматривая особенности экспрессивного поведения человека в состоянии «когда люди становятся сами собой, раскрываются, развиваются и созревают» ставит вопрос о существовании «потребности в экспрессии».
С экспрессивным поведением Маслоу соотносит «потребность выражать через действие», «эстетическое переживание», «игру». С указанных позиций данная группа потребностей может быть отнесена к экспрессивному типу.
Наконец, есть одна общая потребность, свойственная всем героям произведений Пушкина и Шекспира, которая может быть определена как стремление к благу или счастью.
«Всякий человек стремится к счастью»
- утверждает Шекспир в «Гамлете» устами Лаэрта.
Однако каждый ощущает благо по-своему. Фауст видит высшее благо в любви: «Есть прямое благо: сочетанье двух душ» - утверждает он. Для Гамлета благо заключается в служении долгу: «От его поступков зависит благоденствие страны» - свидетельствует Лаэрт. Гробовщик Адриан живет продажей гробов и не иначе как «мои благодетели» обращается он к «мертвецам православным».
Характерной особенностью рассмотренных произведений является то, что минимальное количество действующих в них персонажей – трое. При этом у каждого из героев превалирует какая-либо одна потребность, соотносящаяся с характером его роли. Тем самым можно выделить три уровня потребностей, соответствующих ролям героев.
Из числа потребностей свойственных героям рассмотренных произведений к уровню потребностей природного субъекта В.А. Иванников относит потребности в статусе, исследовательскую потребность, потребность в безопасности (самосохранении), комфорте и удовольствиях, заметности. К уровню социального культурного субъекта им отнесены потребности в признании, познавательская потребность, потребность в самоутверждении, свободе, принадлежности и принятии, общении, власти, самовыражении, помощи, игре, эстетические потребности.
Критерием отнесения потребности определенного вида к соответствующему уровню может являться принцип «динамики иерархии потребностей» А. Маслоу.
Согласно Маслоу удовлетворение потребностей низшего уровня стимулирует удовлетворение потребностей более высокого уровня. В качестве примера рассмотрим когнитивные потребности личности, к которым Маслоу отнес «потребности знать и понимать», «поиски смысла»; Иванников – «исследовательскую активность«, «познавательскую потребность», потребность «в поисках смысла». Как известно, процесс научного познания основан на исследовании, являющемся его неотъемлемой частью; в результате познания предмета достигается его понимание; постижение же смысла явления (процесса) основывается на его понимании.
По Иванникову познавательная потребность на уровне природного индивида представлена исследовательской активностью, на уровне нравственного субъекта эта потребность реализуется в поисках смысла жизни.
По Иванникову познавательная потребность на уровне природного индивида представлена исследовательской активностью, на уровне нравственного субъекта эта потребность реализуется в поисках смысла жизни. Уровень «нравственного субъекта» Иванников определяет как высший, соотнося его с уровнем «культурного субъекта». С указанных позиций потребность в исследовании может быть отнесена к природным потребностям; в познании – социальным; потребности в понимании и смысле – духовным потребностям (культурным и нравственным, соответственно).
Предложенный теоретический подход к систематизации потребностей может иметь научно-практическое применение. Так, наличие «связок» потребностей одного вида, их «вертикальность» подтверждается практикой психологического консультирования.
Выводы:
1. В соответствии с архетипическим подходом выделено семь видов потребностей личности, которые могут быть отнесены к глорическому, гностическому, праксическому, гедонистическому, альтруистическому, коммуникативному, экспрессивному типам.
2. В пределах каждого из указанных типов потребностей выделено по три уровня потребностей: природные социальные и духовные (включая культурные и нравственные потребности).
Автор выражает признательность доктору психологических наук Л.А. Григорович за интерес к работе и полезные замечания.