07 ОКТЯБРЯ 2019
Научно-академическая информация по феномену «Потребности»

Часть 2 (время прочтения 20 минут).
KoseNKova, креативная самозанятая
Классификация потребностей
по сферам деятельности:
потребности труда;
познания;
общения;
отдыха.
по объекту потребностей:
материальные;
биологические;
социальные;
духовные;
этические;
эстетические и др.
по значимости:
доминирующие/второстепенные;
центральные/периферические;
по временной устойчивости
устойчивые;
ситуативные.
по функциональной роли:
естественные;
обусловленные культурой.
по субъекту потребностей
групповые;
индивидуальные;
коллективные;
общественные.
#по_сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).

Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
биологические;
трудовые;
познания;
общения;
отдыха.
#по_сферам
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определённые инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определённой деятельности
пищевой инстинкт
проявление: голод;
инстинкт самосохранения (страх)
проявление: бегство;
стадный инстинкт
проявление: стремление к общению;
инстинкт приобретательства
проявление: жадность;
пищевой инстинкт
проявление: голод;
инстинкт самосохранения (страх)
проявление: бегство;
стадный инстинкт
проявление: стремление к общению;
инстинкт приобретательства
проявление: жадность;
инстинкт продолжения рода
проявление: половое влечение;
родительский инстинкт
проявление: нежность;
инстинкт созидания
проявление: стремление к активности;
отвращение
проявление: неприятие, отторжение;
удивление
проявление: любознательность;
гнев
проявление: агрессивность;
смущение
проявление: самоуничижение;
воодушевление
проявление: самоутверждение.
Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.
Список мотивационных факторов Гилфорда:
факторы, соответствующие органическим потребностям:
  1. голод;
  2. общая активность.
потребности, относящиеся к условиям среды:
  1. потребность в комфорте, приятном окружении;
  2. педантичность (потребность в порядке, в чистоте);
  3. потребность в уважении к себе со стороны окружающих.
потребности, связанные с работой:
  1. честолюбие;
  2. упорство;
  3. выносливость.
потребности, связанные с социальным положением:
  1. потребность в свободе;
  2. независимость;
  3. конформизм;
  4. честность.
социальные потребности:
  1. потребность находиться среди людей;
  2. потребность угождать;
  3. потребность в дисциплине;
  4. агрессивность.
общие интересы:
  1. потребность в риске или, наоборот, в безопасности;
  2. потребность в развлечениях.
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей
акизитивные
проявление: потребность в накоплении, приобретении;
альтруистические
проявление: потребность совершать бескорыстные действия;
гедонистические
проявление: потребность в комфорте, безмятежности;
глорические
проявление: потребность в признании собственной значимости;
гностические
проявление: потребность в познании;
коммуникативные
проявление: потребность в общении;
праксические
проявление: потребность в результативности усилия;
пугнические
проявление: потребность в соревновании;
романтические
проявление: потребность в необычном, неизведанном;
эстетические
проявление: потребность в прекрасном.
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей
доминантность
проявление: стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
агрессия
проявление: стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
поиск дружеских связей
Проявление: стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
отвержение других
Проявление: стремление отвергнуть попытки сближения;
автономия
Проявление: стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
пассивное повиновение
проявление: подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
потребность в уважении и поддержке
потребность достижения
проявление: стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремлённым;
потребность быть в центре внимания
потребность игры
Проявление: предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
эгоизм (нарциссизм)
проявление: стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
социальность (социофилия)
проявление: забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
потребность поиска покровителя
проявление: ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
потребность оказания помощи
потребность избегания наказания
проявление: сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
потребность самозащиты
проявление: трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
потребность преодоления поражения, неудачи
проявление: отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
потребность избегания опасности
потребность порядка
проявление: стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
потребность суждения
Проявление: стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлечённость «вечными вопросами», и пр.
#По_объекту
Разделение в связи с тем, на какой объект направлена потребность
биологические
(пища, вода, воздух,
климатические условия и т. п.);
материальные
(жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п);
социальные
(общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.);
духовные
(знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.);
этические
эстетические
другие
#По_функциональной_роли
доминирующие/второстепенные;
центральные/периферические;
устойчивые/ситуативные.
#ПО_ПРОИСХОЖДЕНИЮ
Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на:

врождённые;
простые приобретённые;
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе);
сложные приобретённые.
Под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
#По_субъекту_потребностей:
индивидуальные;
групповые;
коллективные;
общественные.
#Иерархия_потребностей
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их удовлетворения они уступают первенство другим потребностям.
Биологические
к биологическим можно отнести стремление человека поддерживать своё существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
Социальные
к социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми, к принадлежности к определённой группе, в лидерстве и признании.
Духовные
духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.
Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к низменным витальным.

Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
#По_видам_поведения
Ф. Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть:
пищевое;
половое (сексуально-репродуктивное);
статусное (коллективное, социальное);
территориальное;
комфортное;
ювенильное (игровое).
В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.
#Философия
Диалектический материализм
Ещё философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой.


Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщённо потребность можно определить как нужду, необходимости в чём-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.
Made on
Tilda